Начиная с 1780-х Виже-Лебрен много путешествовала по Европе, и во время этих поездок она написала множество весьма важных портретов, в том числе королевских особ и высшей европейской аристократии. Следует сказать, что к тому времени художница уже была весьма знаменитой, и ее повсюду принимали с настоящим триумфом. Она стала членом художественных академий нескольких стран.
Мари Луиза Элизабет Виже (Marie-Louise-Élisabeth Vigée) родилась в 1755 году в французской столице Париже (Paris, France). Была она дочерью не слишком известного художника Луи Виже (Louis Vigée) и его жены, которая работала парикмахером. Рисованию девочка начала учиться с раннего детства, ее наставником выступал отец, а после его смерти (Луизе было тогда 12 лет) она занималась в галерее Лувра. К подростковому возрасту девушка рисовала портреты уже почти профессионально, при этом формального образования она так и не имела. Впрочем, это не мешало Луизе зарабатывать своим искусством.
7 августа 1775 года Луиза вышла замуж за Жан-Батиста Пьера Лебрена (Jean-Baptiste-Pierre Le Brun), живописца, гравера и торговца картинами. Известно, что инициатором этого замужества стала ее мать, а Луиза лишь покорилась ее воле, но о счастье в супружеской жизни речи все же не шло. Впрочем, влияние мужа помогло ей войти во многие аристократические дома. Она много работала, помогая мужу, дела которого, как оказалось, шли вовсе не блестяще, однако талантливая Луиза была рада иметь побольше работы, которая отвлекала ее от жизненных неудач.
Вскоре последовал и судьбоносный для молодой художницы заказ - ее пригласили в Версаль (Palace
of Versailles) рисовать портрет самой королевы. Мария Антуанетта (Marie Antoinette) портретом осталась чрезвычайно довольна, и наградой художнице стало принятие ее в 1783 году в члены Королевской академии живописи и скульптуры (France's Académie Royale de Peinture et de Sculpture). Кроме того, Мария-Антуанетта вообще оказала художнице множество любезностей – она приблизила ее к себе, и, кроме титула первой портретистки, Луиза проводила много времени с королевой – пела с ней дуэты, выходила на прогулки.
Начиная с 1780-х Виже-Лебрен много путешествовала по Европе, и во время этих поездок она написала множество весьма важных портретов, в том числе королевских особ и высшей европейской аристократии. Следует сказать, что к тому времени художница уже была весьма знаменитой, и ее повсюду принимали с настоящим триумфом. Она стала членом художественных академий нескольких стран.
12 февраля 1780 года Виже-Лебрен родила дочь, которую назвали Жанна Джули Луис (Jeanne Julie Louise), сама Луиза называла дочку Джулией.
Вспыхнувшую во Франции революцию Виже-Лебрен переждала за границей, в том числе провела более пяти лет и в России.
Во Францию она вернулась лишь в начале 1800-х.
Позже она жила, окруженная уважением и сла
вой, работала над портретами до глубокой старости, а, кроме того, писала мемуары. Впервые ее мемуары вышли в 1835-м, называлась книга 'Souvenirs de ma vie', а впоследствии ее несколько раз переиздали.
По собственному списку Виже-Лебрен, она стала автором 662 портретов, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей.
Стиль художницы принято характеризовать как изящный и очень добротный рисунок, с приятным и очень гармоничным колоритом и свободным приемом письма.
Очень известным полотном Виже-Лебрен стал ее автопортрет, названный 'Автопортрет с палитрой' 1790 года. Сегодня эта картина находится в Галерее Уффици во Флоренции. На этой картине художница изображена с кистью в руке перед холстом, а работает она как раз над одним из тех портретов, которые сделали ее знаменитой. Известно, кстати, что была Луиза женщиной незаурядной красоты со спокойным взглядом и просто обворожительной улыбкой.
Другие известные работы кисти художницы – 'Мария-Антуанетта, королева Франции', 1786; 'Юбер Робер', 1788; 'Принц Генрих Любомирский в образе Гения', 1789; 'Мадам де Сталь', 1809.
Скончалась Луиза Элизабет Виже-Лебрен 30 марта 1842 года в Лувесьене (Louveciennes). На момент смерти великой портретистке было 86 лет.