Разнообразные интересы в интеллектуальной сфере позволили Саломе завести дружбу с такими выдающимися западными мыслителями, как Ф. Ницше (Friedrich Nietzsche), З. Фрейд (Sigmund Freud) и Р. Рильке (Rainer Rilke). Саломе одной из первых всерьез взялась за психоаналитические исследования женской сексуальности.
Лу Андреас-Саломе (Луиза Густавовна Саломе) родилась 12 февраля 1861-го, в Санкт-Петербурге (St. Petersburg), в семье генерала Густава фон Саломе. У нее было пять братьев. В родословной родителей были французские гугеноты и немцы, однако позднее фашисты всё же клеймили Лу как 'финскую еврейку'.
В поисках образования 17-летняя Саломе убедила голландского проповедника Хендрика Гийо, который был старше ее на 25 лет, преподавать ей богословие, философию, французскую и немецкую литературу и мировые религии. Гийо настолько поразился девушке, что даже планировал развестись с женой и жениться на Саломе. Однако ничего не вышло.
Вместе с матерью Лу прибыла в Цюрих (Zurich), планируя получить высшее образование и немного окрепнуть. На тот период Саломе мучило кровохарканье. Она приехала в Рим (Rome, Italy) в возрасте 21 года, где познакомилась с философом-позитивистом Паулем Реё (Paul Rée). Она предложила ему вместе проживать в академической общине, и 13 мая 1882-го дуэт превратился в треугольник, когда к ним примкнул друг Реё, Фридрих Ницше.
Дружескую троицу ожидал раскол. Саломе и Реё отделились от Ницше после ссоры между ней и Ницше, которого она сочла безумно влюбленным в нее. В 1884-м Лу познакомилась с Хеленой фон Друсковиц (Helene von Druskowitz), второй женщиной, получившей степень доктора философии в Цюрихе. Саломе и Реё переехали в Берлин (Berlin), где прожили несколько лет, пока на горизонте не замаячил лингвист Фридрих Карл Андреас (Friedrich Carl Andreas).
Фридриха не остановил обет безбрачия, данный Лу, которая практиковала открытые отношения с другими мужчинами. Чтобы доказать свою любовь, Андреас прямо на ее глазах воткнул себе нож в грудь. Саломе сдалась – согласилась на брак, но при условии отсутствия интимной близости. Она была замужем с 1887-го по 1930-й, пока не овдовела. Разочарованный и угрюмый Реё пропал из ее жизни. Он умер в 1901-м, во время горного похода.
Особой близостью отличались отношения Саломе с поэтом-модернистом Райнером Рильке. Она была старше его на 15 лет. Знакомство завязалось, когда ему был 21 год. Некоторое время они были любовниками, но переписку вели до самой смерти Рильке. Она брала его с собой в обе поездки в Россию (Russia), в 1899-м и 1900-м, и обучала русскому языку, чтобы тот смог в подлиннике читать Толстого (Tolstoy) и Пушкина (Pushkin).
Саломе познакомила Рильке с покровителями искусства и другими лицами, заинтересованными в продвижении молодых дарований. Она долгое время оставалась его советником, доверенным лицом и музой. Внимая ее совету, Рильке даже сменил свое настоящее 'женственное' имя Рене на вариант Райнер. Отношения от плотских к дружеским сменились через четыре года. Причиной тому стало нежелание Саломе подавать на развод, к которому по
дталкивал ее поэт-любовник.
От работы психоаналитика Саломе отошла в возрасте 74 лет. Из-за проблем с сердцем она неоднократно ложилась в больницу. Законный престарелый супруг, несмотря на собственную слабость, навещал ее каждый день. После сорока лет брака, отмеченных болезнями супругов и длительными периодами взаимного отказа от общения, Фридрих и Лу сблизились друг с другом.
Супруг умер от рака в 1930-м. Вечером 5 февраля 1937-го от почечной недостаточности во сне, в Геттингене (Göttingen), скончалась Лу. За несколько дней до ее смерти гестапо конфисковали ее библиотеку. По другим источникам, это был штурмовой отряд НСДАП, сжегший библиотеку сразу после ее смерти. Поводом для конфискации послужил факт того, что Саломе была коллегой Фрейда, практиковала 'еврейскую науку' и имела множество книг еврейских авторов.
Саломе была плодовитой писательницей и написала несколько малоизвестных произведений, пьес и эссе. Ее стихотворение 'Гимн к жизни' настолько впечатлило Ницше, что он написал на него музыку. Саломе была одной из первых женщин-психоаналитиков и одной из первых женщин, проводящих психоаналитические исследования женской сексуальности.
Ее книга 'Эротика' ('Die Erotik') переиздавалась в Европе пять раз. Кстати, в своих размышлениях Саломе считала, что 'боязливая приспособляемость' и желание притереться друг к другу – главные 'искажатели' любви. По ее разумению, чем больше и глубже раскрываются влюбленные, тем печальнее последствия для них обоих. После того как один 'прививается' к другому, начинается паразитирование, вместо развития замечательного варианта, когда каждому бы стоило пустить корни в свой собственный мир, который мог бы стать миром и для партнера.
Саломе написала более десяти романов, включая 'Битва за Господа' ('Im Kampf um Gott'), 'Руфь' ('Ruth') и 'Фенечка' ('Fenitschka - eine Ausschweifung'), а также такие научно-популярные исследования, как 'Henrik Ibsens Frauengestalten'. Кроме того, ее перу принадлежат книги о ее друзьях, 'Фридрих Ницше в зеркале его творчества' ('Friedrich Nietzsche in seinen Werke'), 'Райнер Мария Рильке' ('Rainer Maria Rilke'), 'Моя благодарность Фрейду' ('Mein Dank an Freud') и др.
Вымышленный отчет об отношениях Саломе с Ницше описан в романе Ирвина Ялома (Irvin Yalom) 'Когда Ницше плакал' ('When Nietzsche Wept'), постмодернистском романе Ланса Олсена (Lance Olsen) 'Поцелуи Ницше' ('Nietzche's Kisses') и мексиканском романе Беатриз Ривас (Beatriz Rivas) 'La hora sin diosas'.
Саломе никому не позволяла себя анализировать и не стремилась изливать перед кем-либо душу. Она вовсе не боялась раскрыть какие-то свои секреты, просто безапелляционно полагая, что за годы самопознаний накопила существенный опыт, чтобы не нуждаться в совете со стороны