Популярные личности

Людвиг Фейербах

Немецкий философ
На фото Людвиг Фейербах
Категория:
Дата рождения:
1804-07-28
Место рождения:
Ландсхут (Бавария), Германия
Дата смерти:
1872-09-13
Место смерти:
Близ Нюрнберга, Германия
Гражданство:
Германия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Немецкий философ - материалист и атеист. Учился на Теологическом факультете Гейдельбергского университета. В Берлине слушал лекции Гегеля. Преподавал в Эрлангенском университете.


Немецкий философ - материалист и атеист. Учился на Теологическом факультете Гейдельбергского университета. В Берлине слушал лекции Гегеля. Преподавал в Эрлангенском университете. Но после публикации сочинения "Мысли о смерти и бессмертии", в котором отвергал идею бессмертия души, был лишен права преподавания и занимался научной деятельностью. В последние годы жизни Фейербах проявил большой интерес к социальным и экономическим проблемам, изучал "Капитал" Маркса, а в 1870 г. вступил в социал-демократическую партию.

Главным делом жизни Фейербаха была непримиримая борьба против религии. В противовес гегелевской философии религии он рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга. Причина живучести религиозных верований, по Фейербаху, - не только обман, использующий невежество. Реальная причина религии коренится в "природе человека" и условиях его жизни. Первоисточник религиозных иллюзий - в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным ему стихиям и силам. Бессилие ищет выход в порождаемых фантазией надежде и утешении, - так возникают образы богов как источники осуществления человеческих надежд. Религия, по мысли Фейербаха, парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию его. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставлял ему культ человека, облекаемый им в религиозную оболочку "боготворение человека". Он рассматривал свой девиз "человек человеку бог" как противоядие атеистической религии.

Критика религии у Фейербаха перерастала в критику философского идеализма. Основной порок, которого - отождествление бытия и мышления. В теории познания он продолжал линию материалистического сенсуализма: опыт является источником знания, при этом между чувственным созерцанием и мышлением существует тесная взаимосвязь. В центре учения Фейербаха - человек как "…единственный, универсальный и высший предмет философии…".

Антропологический материализм Фейербаха исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа, который является одновременно и материальным объектом, и мыслящим субъектом. Он рассматривал человека как чисто биологическое, а не социальное существо. В этом проявилась ограниченность фейербаховского, как и всего домарксовского материализма. Материализм Фейербаха явился исходным пунктом становления марксизма.



Поделиться: