В этом году исполняется 409 лет с того дня, как была публично поставлена первая опера. Это было произведение Ораццио Векки, которое представили при Моденском дворе в Италии. Конечно, появилась опера намного раньше, и принято считать, что у истоков зарождения этого вида искусства стояли итальянцы. Однако в ряду легендарных героинь оперной сцены 20 века меццо-сопрано Людмилы Шемчук занимает почетное место. Имея квартиру в Москве, приглашения от ведущих театров мира, она предпочла вернуться в родную Донецкую область. Сейчас звезда мировой величины Людмила Шемчук работает в Донецком академическом государственном театре оперы и балета им. Соловьяненко. Естественно, корреспонденты "КП" отправились к Людмиле Степановне в гости.
- Людмила Степановна, после многих предложений работать за границей почему вы решили вернуться в Украину и выступать в Донецком театре?
- Я очень долго жила в Москве, много проработала за границей, но никогда не забывала, где мои корни. В Донецке у меня друзья и родственники. Место, где я родилась, для меня священно. К тому же я совсем не могу сказать, что Донецкий театр оперы и балета провинциальный! Тут уже перешли на исполнение оперы на итальянском языке и солисты стали развиваться в другом направлении. Тут уникальная атмосфера, и не влюбиться в Донецкий театр невозможно.
- Вы сейчас живете в Старомлиновке, вы оттуда родом?
- Я родилась в Стыле Донецкой области. Но так вышло, что музыкальную школу я заканчивала в Докучаевске, а в музыкальное училище поступила уже в Донецке. После этого я решила продолжить учебу в знаменитой Одесской консерватории. Мне преподавала известная на весь СССР Ольга Благовидова. Ей довелось заниматься у итальянского профессора. Поэтому нам прививались итальянские методы. Мой первый выход на сцену был именно в оперной студии Одесской консерватории.
- Что вы тогда пели?
- Это была партия Федора в "Борисе Годунове". Помню даже, что в это время нас приглашали на маленькие гастроли в Варну, но Благовидова меня не пустила. Все потому, что я должна была петь на экзамене. Она меня успокоила и сказала, что я еще не один раз попаду в Варну. Прошло много лет, я объездила все континенты, кроме Австралии, но в Варне так и не была!
- Каким стал ваш первый театр?
- После учебы меня приняли в стажерскую группу Киевского театра национальной оперы. Но были серьезные сложности с жильем, и я была вынуждена уехать. После этого я уже начала работать в Беларуси.
- Вам довелось работать в Большом театре в Москве?
- Да, это был большой период - с 1977 по 1990 год. Возможно, свою роль сыграла перестройка, но обстановка в театре стала не очень благоприятная, и я ушла. Но люблю его до сих пор. После ухода из Большого театра я 2 года была солисткой Венской оперы.
- Сколько лет вы уже гастролируете?
- Уже 26 лет зарубежных гастролей. Мы начинали с Венгрии и Польши, а потом в 1981 году я попала в Италию на фестиваль Мусоргского. А после этого мне уже последовало приглашение петь в "Ла Скала", я там пела "Хованщину". И с тех пор ко мне пошли приглашения на гастроли.
- С какими оперными певцами вам довелось выступать?
- Я пела с Лучано Паваротти, Пласидо Доминга, Луисом Лима, Николаем Квартинуччи, Франко Бонисолли, Джакомини - сложно всех сразу вспомнить! После совместных выступлений все, как правило, расстаются с большим сожалением. У меня со всеми остались дружески отношения. Доминго был очень горячим партнером на сцене, а Паваротти, можно сказать, статичным. Но, когда через 2 или 3 минуты его глаза начинают петь - ты забываешь обо всем.
- Во скольких странах удалось побывать?
- Не считала, но, наверное, около 30. На всех континентах, кроме Австралии. Где только не приходилось петь! И в деревнях, и на машинах, и на заводах.
- Вы можете вспомнить самый курьезный случай на сцене?
- Это было в Большом театре, во время оперы "Так поступают все женщины" Моцарта. Уже в заключительной части кто-то просто засмеялся. И тут началось страшное - смешинка попала в рот всем. Дирижер растерялся и делал жесты уже не понятно кому. Суфлер упал на сцену уже в припадке смеха. Сразу же это веселье подхватил зал. Конечно, для певца смех на сцене - страшное дело, но тем не менее мы все-таки допели свои партии.
- В Украине много пришлось поездить?
- Киев обо мне забыл. Пригласили только 1 раз, когда я завоевала первую премию на конкурсе им. Чайковского в Москве.
- Украинская опера уже может конкурировать с мировой?
- Конечно! Это очень хорошо доказывает постановка "Богдан Хмельницкий". Мне очень приятно петь на украинском языке.
- Вы принимаете участие в модерновых проектах?
- Да, например, в "Ла Скала" я пела партию Огненного Ангела из произведения Прокофьева. И несколько лет назад участвовала в современной постановке в Барселоне. Меня это ужаснуло. Это был модерн на грани скандала. Мне пришлось пойти наперекор режиссеру прямо во время выступления перед зрителями. Когда на сцену вышли полуобнаженные девушки из балета и начали лобызать друг друга прямо передо мной, я их схватила за головы. Они дергались, я их не пускала и пела свою партию в классическом варианте. Кроме того, я должна была подносить якобы кровь в чаше. По задумке они должны были обмазывать друг друга, а потом это слизывать. Но я и этого не позволила! Режиссер сжал зубы, но ничего мне потом не сказал.
- Как вы относитесь к тому, что оперное искусство выносят на эстраду, как, например, Николай Басков?
- Он просто нашел свое место. У него прекрасный голос, но его увлекло желание делать шоу. Если бы он пошел по линии оперного певца - для этого нужно много времени и много упорного труда.
- В чем вам приходится себя ограничивать, чтобы сохранить голос?
- Могу сказать, что я уже прошла этот этап. Для меня не составляет труда петь каждый день в спектаклях. Однако нужно помнить, что нельзя есть острую пищу, потому что она действует на слизистую оболочку.
- Вы преподаете вокальное искусство?
- Я бы очень этого хотела, но пока нет.
- Какое у вас любимое оперное произведение?
- Многие годы я с удовольствием пою Верди.
Людмила Шемчук родилась в Стыле Донецкой области. В 1968 году закончила Донецкое музыкальное училище. В 1973 году закончила Одесскую консерваторию. С 1977 по 1990 годы работала в Большом театре в Москве. 2 года была солисткой Венской оперы. Заслуженная артистка России, лауреат конкурсов им. Глинки, Вилла Лобоса, им. Чайковского.