Слава русского балета не меркнет уже второе столетие, и выпускникам московского и санкт-петербургских хореографических училищ рады балетные труппы театров во всем мире. В созвездии танцовщиков и танцовщиц, прославившихся на знаменитых сценах зарубежных стран, уверенно разгорается новая звезда - выпускницы Московской хореографической академии и солистки Русского государственного балета, а ныне ведущей балерины Венского театра оперы и балета.
Людмила Коновалова родилась в столице. Как многие девочки, она любила танцевать, едва научившись ходить, и кружилась в танце под любую услышанную мелодию. Вполне вероятно, что судьба Людмилы сложилась бы иначе, если бы ее мать не была горячей поклонницей балета. Она отвела дочь на приемные экзамены в Московскую государственную академию хореографии. Строгие педагоги подтвердили мамины надежды, хотя и не окончательно – у девочки есть способности, однако ее примут только в дополнительный, коммерческий класс. К концу первого учебного года Людмила оказалась одной из немногих, кому рекомендовали продолжить обучение. Не все складывалось гладко, чему немало способствовал и непростой характер девочки. Однако ее любимый п
едагог, Елена Александровна Боброва, постоянно повторяла – у тебя очень большие способности, если захочешь, то сможешь стать лучшей. Людмила старалась, хотя и не все у нее получалось сразу. На выпускном курсе ее порекомендовали в кордебалет Большого театра, поступило предложение и от театра Станиславского, и в конце концов, Людмила Коновалова поступила к Вячеславу Гордееву в труппу Русского государственного балета.
Следует заметить, что этот балетный театр, расположенный в Кузьминках, чаще всего вызывает достаточно скептические отзывы балетоманов, его спектакли иронично называют 'балетом для туристов' и 'уцененными версиями постановок Большого и Мариинки'. Однако при этом упускается из виду работа, которую
проделывали хореографы труппы 'Русского балета', в частности, Тамаз Вашакидзе, участвовавший в первых постановках балетов Баланчина. Уже через год Коновалова стала примой труппы 'Русского балета'. Сохранив классические основы, усвоенные еще в училище, Людмила блестяще реализовала и виртуозные технические приемы. Она удивляла знатоков своими невероятными прыжками и 'ударом пуанта в бубен, поднятый на уровень головы' (в буквальном смысле). Людмила Конвалова исполняла партии Жизели, Китри в 'Дон-Кихоте', Маши в 'Щелкунчике', Одетты-Одиллии в 'Лебедином озере'. В 2004 году молодая балерина стала третьей на фестивале 'Молодой русский балет' в Краснодаре, а в 2006 году получила специальный приз на конкурсе Серж
а Лифаря в Киеве, а также первое место на Международном конкурсе Артистов балета ÖTR-Contest, проходившем в Вене (Австрия).
Коронной партией Людмилы Коноваловой на сцене 'Русского балета' стала Аврора в 'Спящей красавице' (2007). Безупречная техника молодой балерины была дополнена ее собственной интонацией, позволившей создать новый характер героини, выходящей за рамки традиционного 'инженю'. Партнером Коноваловой в этом спектакле стал солист Венской оперы Иван Попов. Сразу же после дебютного исполнения легендарная Карла Фраччи пригласила Людмилу вместе с Иваном Поповым для участия в постановке 'Спящей красавицы' на сцене Римской оперы, где сама знаменитая балерина исполнила роль феи Карабос. Как напи
сали о Коноваловой журналисты, после исполнения Авроры она проснулась и улетела за границу. Людмила отправилась на балетный конкурс Premio Roma, председателем жюри которого была сама Майя Плисецкая; неожиданно для самой себя Людмила выиграла золото и услышала из уст легенды отечественного балета, что ей суждено выступать на сценах лучших театров мира.
Осенью 2007 года Владимир Малахов, директор Берлинской государственной оперы принял Коновалову в балетную труппу своего театра. Вначале Коновалова танцевала в кордебалете, затем ей стали поручать вариации, а впоследствии - сольные партии в классических постановках.
Новая прима блистала в 'Жизели', 'Щелкунчике', 'Спящей красавице', 'Шахерезаде' и других
спектаклях. Успех на берлинской сцене стал лишь первой ступенькой в стремительном взлете Людмилы Коноваловой. Молодая балерина почувствовала, что рамки традиционной хореографии для нее уже тесны. Она посещала мастер-классы и репетиции постановок в стиле модерн, осваивала баланчин, фактически с нуля постигая основы новой для нее хореографии. Постепенно к ней пришло понимание, что заложенные с детства навыки русской хореографической школы и есть тот фундамент, на котором можно освоить все. Признание Людмилы Коноваловой как универсальной балерины не заставило себя ждать. Ее приглашали танцевать в балетных постановках театров Франции, Венгрии, Финляндии, других стран. Она стала признанной примой классического жанра,
критики отмечали ее необычную экспрессивность, 'кружевные' шаги, экстремальную растяжку.
В 2010 году новый директор Венского театра оперы и балета Мануэль Легри пригласил Людмилу Коновалову в балетную труппу своего театра. Ей сразу же поручили ведущие партии в таких спектаклях, как 'Vertiginous Trill of Exactitude' Форсайта, 'Вариации на тему Гайдна' , 'Тема с вариациями' Баланчина, а также партию Ольги в 'Евгении Онегине' Джона Крэнко. Впоследствии в репертуар новой примы Венской сцены вошли 'Жизель', 'Дон Кихот', 'Спящая красавица' и другие классические партии. Хореография Рудольфа Нуриева, в которой эти спектакли идут на венской сцене, оказалась новым испытанием для Людмилы Коноваловой, с которым она справил
ась с честью. К тому же ее педагогом стала бывшая партнерша Нуриева, Бригиттэ Штадлер. В 2013 году Людмила Коновалова танцевала в Париже на Гала-концерте, посвященном 75-летнему юбилею великого танцовщика, блистательно исполнила партии из его знаменитых постановок – 'Черный лебедь' и 'Дон-Кихот'. Вскоре после выступления вышел диск с записью постановки 'Щелкунчика' в хореографии Нуриева и Людмилой Коноваловой в главной роли.
К сожалению, 2013 год был не слишком удачным для Людмилы Коноваловой – балерина получила травму, и восстанавливалась почти год. Но в настоящее время она опять выступает на сцене в своих коронных партиях –'Спящей красавице', 'Щелкунчике', 'Лебедином озере', и готовит новые партии в спектаклях