Народная артистка России (1989)
Коренная москвичка Людмила Иванова, окончив с медалью школу, предприняла попытку поступить в какое либо театральное училище. Конкурс везде был просто огромный, и девушка стала сдавать вступительные экзамены во все институты. К огорчению ее везде ждал провал. Лишь в конце лета, сменив репертуар с героического на комедийный, Людмила сдала, наконец, экзамены в Школу-студию МХАТ.
Уже на первом курсе ей пришлось пережить самый страшный год в своей жизни. Именно тогда у нее в возрасте 46 лет умер папа. Кроме того, сильно заболела мама. Она пролежала в больнице больше года. А у бабушки обнаружили рак… Вспоминает Людмила Иванова: «Как я выжила, вообще не понимаю. Наверное, только потому, что мне Гоголь помогал. Я все время читала «Вечера на хуторе близ Диканьки», мне так это нравилось, так поражала красота слога, какие-то смешные вещи. Я читала и приходила в себя. И сейчас отдаю ему дань».
В 1955 году Людмила Иванова окончила школу-студию МХАТ и получила распределение в один из периферийных театров. Однако здесь возникло препятствие. Ее мама все еще болела, и Людмила не могла ее оставить. Тогда и поступило предложение от Наталии Сац, руководителя Московского передвижного драматического театра. Начинающую актрису порекомендовал ей директор школы-студии. Это было не то, что хотелось Людмиле, но пришлось согласиться.
Как признается актриса, это были очень трудные, но интересные годы. За два года, которые она там проработала, ей пришлось исколесить всю страну. Гастроли порой проходили по нескольку месяцев, в тяжелых условиях. Это была суровая школа, которая, безусловно, пошла на пользу.
С первых дней опеку над начинающей актрисой взяла режиссер Наталья Николаевна Баркалавр. Людмила Ивановна вспоминает: «Она полюбила меня и, если что-то не получалось, нянчилась со мной, как с маленькой. Для актера это очень важно».
Однако, не смотря на то, что ей доставались роли во многих спектаклях, которые сопровождались зрительским успехом, Людмила Иванова очень хотела сменить театр. И вскоре ей представился случай…
Однажды (это было в 1957 году) Людмила Иванова попала на маленькую студийную сцену МХАТа, где артисты будущего «Современника» (а тогда еще студии молодых артистов при МХАТе) показали спектакль «Вечно живые». Тогда она поняла, что хочет работать именно в этом театре. Вместе с Галиной Волчек, Игорем Квашой, Светланой Мизери, которые были ее однокурсниками, и Олегом Николаевичем Ефремовым, преподававшим в свое время у них, она стала одним из основателей «Современника».
Первую свою роль Людмила Иванова сыграла все в том же спектакле «Вечно живые». Это была Анна Михайловна - мягкая интеллигентная женщина, готовая помочь, утешить. В последствии актриса участвовала во всех эпохальных спектаклях теперь уже легендарного театра.
Рассказывает народная артистка России Лилия Толмачева: «Она сыграла очень много ролей, трудно даже перечислить, сколько их. Разные по характеру и по значительности, большие и маленькие. Всякие. С особой любовью вспоминаю роли в пьесах Володина. В “Старшей сестре” Иванова колдунья. Роль небольшая, но с какой отдачей, с какой душевной щедростью приходила эта нелепая чудачка, смешная в своих слезах и восторгах, чтобы сказать добрые слова и вернуть мне – Наде на сцене – веру в себя, вдохновить на терпение и любовь. А в “Пяти вечерах” у нее роль Зои (не из главных), а какой узнаваемый характер, через немногословность судьба неприкаянной женщины, мечтающей о семье, о любви».
Позднее Людмила Иванова сыграла больную, умирающую женщину Саввишну в спектакле «Эшелон», деревенскую старуху в «Крутом маршруте», старую няньку в чеховских «Трех сестрах», озорную и лукавую бабу Шуру в пьесе Гуркина «Любовь и голуби». Кстати, именно баба Шура является любимой ролью актрисы в театре.
Конечно, как и все актрисы, Людмила Иванова мечтала о красивых ролях. Но так уж случилось, и в театре и в кино ей довелось играть энергичных теток, различных неугомонных соседок и даже старух. И все же, как признается актриса: «Мне дороги все мои старухи и как художнику интересны. Пятнадцать Клавдий, шесть Марий, четыре Зинаиды, три Шуры, Анфиса, Ефросинья, Васюта, Груша… И всех их я очень люблю».
Одной из самых известных ролей в кино Людмилы Ивановой, безусловно, является бухгалтер Шурочка в комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман». Актриса создала очень яркий образ – точный портрет профсоюзной неугомонной деятельницы. Настолько неугомонной, что после выхода фильма на экраны ее сына в школе спрашивали: «Неужели твоя мама такая дура?!»
Прошло уже много лет после выхода в свет этого кинофильма, но Шура так и осталась любимой ролью Людмилы Ивановой: «Конечно же, я - это не она (глупа она, бедняга), но нечто общее между нами есть. Мне нравится все время что-то делать для людей, помогать им, наверное, поэтому мне так близка эта роль».
Как признается Людмила Ивановна, самой дорогой сценой в этой картине стала та, что не вошла в окончательный вариант. Она рассказывает: «Помните, я хороню своего сотрудника Бубликова, а он оказался живой. Было продолжение: я бегу по институту, а он бежит за мной, влетаю в актовый зал, кричу: «Спрячьте меня, спрячьте!..» Бубликов - Петр Щербаков - идет на меня. Вдруг Рязанов останавливает съемку и говорит Петру Ивановичу, чтобы он отошел в сторону. Затем обращается ко мне: «Уже ясно зрителю, что он вас сейчас будет бить, а мы сделаем неожиданный поворот - когда он приблизится к вам, крикните: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!» - посмотрим, что он будет делать…» Я подпустила Щербакова поближе, да как «взовьюсь»: «Товарищи! Да здравствует живой товарищ Бубликов! Ура!» Хлопаю в ладоши, обращаясь ко всем, чтобы поддержали. «Спасибо, товарищи. Спасибо за все», - сказал Бубликов. Я в изнеможении упала к нему на грудь. Эту сцену, как и многие другие, вырезали: материала отсняли серии на три, но комедии в трех сериях не бывает. А может, приемной комиссии не понравилось, что отрицательная героиня кричит «ура», кто знает…»
Немало интересных ролей было сыграно Людмилой Ивановой до и после «Служебного романа». Чаще всего ей доводилось играть в комедиях: Клавдия Петровна («Учитель пения»), буфетчица («Дамы приглашают кавалеров»), Ксения («Шанс»), Клавдия Михайловна («Самая обаятельная и привлекательная», Клавдия Матвеевна («Бабник»), Марья Васильевна («Новый Одеон»), соседка («Американский дедушка»), Матрёна Совкова («Про бизнесмена Фому»), тётя Клава («Жених из Майами»)…
Как правило, это были небольшие роли, порой маленькие зарисовки, но назвать их эпизодами как-то не хочется. Каждый раз, приступая к роли, даже самой маленькой, Людмила Ивановна пыталась сделать судьбу. Работая с полной отдачей, актриса создавала настоящие шедевры, которые надолго запомнились зрителям.
Людмила Иванова известна также своими бардовскими песнями, которые начала писать еще в 60-е годы. В театре ее первая песня прозвучала в спектакле «Пять вечеров». Впоследствии ее песни исполняли известные певицы, такие, как Анна Герман, Майя Кристаллинская, Гелена Великанова. Это ей принадлежат такие строки, как «Только мне все кажется, почему-то кажется, что между мною и тобой ниточка завяжется», или «Приходит время, с юга птицы прилетают, люди головы теряют, и не до сна...»
Ее энергия поистине неистощима. Оставаясь верна «Современнику», Людмила Иванова в 1990 году занялась и собственной деятельностью. Она основала детский музыкальный театр «Экспромт» при ГИТИСе. Она же руководит детской студией актерского мастерства при «Экспромте». «Мне всегда казалось, что музыкальные спектакли воспринимаются лучше, особенно это относится к детям. И вместе с мужем я сочинила либретто по «Доходному месту» А. Островского, затем - детскую сказку «Крошечка-Хаврошечка», рассказывает Людмила Ивановна.
Кроме того, Людмила Ивановна является профессором Славянской академии гуманитарных наук. Она ведет курс актерского факультета международного славянского института имени Гавриила Державина.
Вот такая она, Людмила Иванова, везде успевающая и неутомимая. Но, несмотря на все свои таланты и заслуги, она говорит о себе: «Я не звезда, а тетка. И немножко клоун».
Муж Людмилы Ивановой - доктор физико-математических наук, бард и писатель Валерий Миляев. Они впервые встретились в начале 60-х, и уже тогда Валерий был известным бардом. Он был приглашен писать новогодние песни в театральный кружок в физическом институте Академии наук, который вела Людмила Иванова.
После их первой встречи Валерий пригласил Людмилу покататься на лыжах. А на обратном пути, в электричке, он спел песню «Улица Горького» и сказал: «Мне очень нравится эта песня. Ее Ада Якушева написала». Людмила обиделась: «Как это Якушева?! Это моя песня!». С этого и начался их роман, переросший в совместную жизнь. Вместе Людмила и Валерий уже более сорока лет.
У супругов два сына: Иван и Александр. Старший, Иван, - художник, работает директором детской художественной школы. Александр по профессии психолог, но в последнее время работает по другой специальности.
Людмила Ивановна, говорит, что она счастлива – верный муж, замечательные сыновья, прекрасные невестки, любимые внуки. Действительно, что еще надо для счастья женщины?