Репутация, которой пользовался Апулей у соотечественников, была необычайно высокой, он удостоился двух статуй в свою честь (в Мадавре и Карфагене) и был сделан жрецом.
АПУЛЕЙ, ЛУЦИЙ (Lucius Apuleius) (ок. 125 н.э. – после 170 н.э.), римский философ, ритор и беллетрист. Родился в Мадавре (Нумидия). Получив образование в Карфагене и Афинах, Апулей был практикующим юристом в Риме. По возвращении в Африку вступил в брак с богатой вдовой Эмилией Пудентиллой. Обманутые
в своих ожиданиях родичи жены обвинили его в том, что он покорил ее с помощью магии. Оправдательная речь Апулея на суде сохранилась в виде книги О магии, или Апология (Apologia, Pro se de magia). Это произведение, как и другие сочинения Апулея, обнаруживает его интерес к магии, а также влияние неопл
атоновской философии и восточного мистицизма, в частности культа египетской богини Исиды. Кроме Апологии, под именем Апулея до нас дошли следующие произведения: Об учении Платона (De Platone et eius dogmate); О божестве Сократа (De deo Socratis); Флориды (Florida) (извлечения из речей); О мире (De m
undo) (перевод трактата Псевдо-Аристотеля); и прославленный шедевр, роман Метаморфозы, или О золотом осле (Metamorphoseon sive de asino aureo libri). Репутация, которой пользовался Апулей у соотечественников, была необычайно высокой, он удостоился двух статуй в свою честь (в Мадавре и Карфагене) и б
ыл сделан жрецом.
Метаморфозы, роман в одиннадцати книгах, повествует о приключениях некоего Луция из Коринфа: в третьей книге фессалиянка Памфила и ее служанка Фотида, применив магию, превращают его в осла. В таком облике Луцию приходится претерпеть множество бед, порой ему едва удается спастись.
Поневоле слушая людские разговоры, он оказывается посвященным во многие тайны. Средняя часть Метаморфоз кажется фрагментарной и бессвязной, поскольку заполнена примерно двадцатью свободно перетекающими одна в другую новеллами, которые посвящены главным образом любовным приключениям. Некоторые совре
менные читатели романа склонны полагать, что эти истории имеют аллегорический смысл и повествуют о восхождении души к окончательному спасению. Исследователи утверждают, что ключ ко всей аллегории способна дать повесть об Амуре и Психее в IV–VI книгах. Хотя такой взгляд, вполне вероятно, дает слишком