В 1955-м Берио стал основателем экспериментальной 'Студии музыкальной фонологии' (Studio di Fonologia Musicale), гостями которой часто становились известные композиторы. Кроме того, он начал издавать журнал 'Incontri Musicali', также посвященный электронной музыке.
Лучано Берио (Luciano Berio) родился в 1925 году в итальянском городе Империя (Imperia, Italy). Свои первые уроки игры на фортепиано юный Лучано брал у своих отца и деда – оба они были органистами. Во время Второй мировой войны Берио был призван в армию, однако в первый же день боевых действий был ранен и надолго попал в госпиталь.
После войны Лучано начал учиться в Консерватории Милана (Milan Conservatory), где его музыкальными педагогами были Джулио Чезаре Парибени (Giulio Cesare Paribeni) и Джорджо Федерико Гедини (Giorgio Federico Ghedini).
Так как раненая рука не давала Лучано возможности играть на фортепиано в полную силу, он все больше начал концентрироваться на дирижировании и композиции, а в 1947-м вышла и первая его фортепианная сюита. В то же самое время Берио подрабатывал аккомпаниатором в своей консерватории.
В самом начале 1950-х Лучано отправился в США, где учился в Тэнглвуде (Tanglewood) под наставничеством Луиджи Даллапиккола (Luigi Dallapiccola). Именно Даллапиккола сумел заинтересовать молодого музыканта сериализмом - способом мышления в музыке, связанным с 'сериальной техникой', берущей своё начало в додекафонии.
Ближе к середине 1950-х Берио оказался среди представителей так называемой 'Дармштадской
школы' (Darmstadt School) – он учился на курсах новой музыки в Дармштадте (Darmstadt), и очень заинтересовался электронной музыкой.
В 1955-м Берио стал основателем экспериментальной 'Студии музыкальной фонологии' (Studio di Fonologia Musicale), гостями которой часто становились известные композиторы. Кроме того, он начал издавать журнал 'Incontri Musicali', также посвященный электронной музыке.
Кроме организаторской деятельности, Лучано не переставал создавать и собственную музыку, и в 1966-м он получил приз за свое произведение 'Laborintus II'.
В 1968-м состоялась премьера его 'Симфонии' ('Sinfonia') - именно эта вещь прославила Лучано Берио более всего.
В период с 1965 по 1972 год Берио работал профессором композиции в знаменитой Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке (Juilliard School).
В 1972-м композитор вернулся на родину в Италию.
В период 1974-1980 Лучано поработал в Париже (Paris) – был он директором отделения электроакустической музыки в IRCAM. Известно, что позже он основал нечто подобное и в Италии, открыв во Флоренции центр 'Tempo Reale'.
В 1994 году Берио стал почётным композитором Гарвардского Университета (Harvard University), оставаясь в Гарварде до 2000-го.
Известно, что женат композитор б
ыл трижды – его супругами последовательно становились певица меццо-сопрано Кэти Берберян (Cathy Berberian), ученый-философ Сьюзен Ояма (Susan Oyama) и музыковед Талия Пекер (Talia Pecker).
Скончался Лучано Берио 27 мая 2003 года в Риме.
Вообще, в музыке Берио всегда был экспериментатором – он все время искал новые формы и звучания, старался соединить в новом звуке разные области искусства и природы. Так, он соединял звучание инструментов с электронными шумами, звуками человеческой речи, и даже с литературой. Он все время искал новые концепции и авангардную акустическую среду. Лучано Берио стал автором множества 'ненормативных звукоизвлечений'. Порой его обвиняли в том, что он совсем не думает об исполнителях – иногда его задачи оказывались для музыкантов, как минимум, очень сложными для исполнения. Но главного – звукового, фонического эффекта, Лучано всеже добивался. Кстати, некоторые из его произведений, к примеру, 'Секвенции' ('Sequenza'), очень любят музыканты всего мира, и эти пьесы входят в часто исполняемый ими популярный репертуар современной музыки.
Среди крупных работ Берио для сцены – 'Opera' (1970), 'La vera storia' (1981), 'Un re in ascolto' (1984), 'Outis' (1996), 'Cronaca del luogo' (1999) и несколько других