Правда ли, что Любовь Орлова имела дворянское происхождение? Что сказал маленькой Любе знаменитый певец Федор Шаляпин? Почему Орловой пришлось бросить Московскую консерваторию? Благодаря кому Любовь стала звездой советского экрана? Какой фильм принес ей главную награду Венецианского кинофестиваля? Как Орлова стала любимой актрисой Сталина, и почему она предпочитала сниматься только у своего мужа, режиссера Григория Александрова?
Любовь Орлова появилась на свет 29 января 1902 года в городе Звенигород под Москвой. Она принадлежала к старинному дворянскому роду. Ее отец был военным и имел царские награды. Мать принадлежала к древнейшему роду Сухотиных, которые приходились родственниками Льву Николаевичу Толстому. Актриса всегда гордилась книгой 'Кавказский пленник', подаренной ей в детстве самим писателем.
Орлова росла умной и талантливой девочкой, поэтому родители хотели, чтобы она обучалась актерскому мастерству. Такого же мнения был известный певец Федор Шаляпин. Когда он увидел игру шестилетней Любы в домашнем спектакле 'Грибной переполох', то сказал, что ее ждет большое актерское будущее.
Кроме артистических способностей, Любовь увлекалась музыкой, поэтому родители определили ее в музыкальную школу. Она продолжила учебу
в Московской консерватории по классу фортепиано, но закончить ее так и не смогла. Революция и гражданская война лишили семью Орловых практически всего.
В 1922 году Любовь поступила на хореографическое отделение нынешнего ГИТИСа, а параллельно брала уроки актерского мастерства у педагога Телешевой. Некоторое время Орлова работала тапером и преподавателем музыки, пока ее не взяли хористкой в музыкальный театр под руководством Немировича-Данченко. Здесь она смогла раскрыть свой актерский потенциал и заявить о себе на всю страну.
В 1926 году Любовь Орлова вышла замуж за Андрея Берзина, который работал в финансовом управлении Наркомата земледелия. Однако их брак был недолгим. После того как в 1931 году Берзина репрессировали и отправили в Казахстан, Орлова больше не видела своего мужа. В СССР всегда отрицали существова
ие отношений вне брака, но сейчас ни для кого не секрет, что в молодости актриса имела несколько любовных связей. У нее был роман с руководителем театра Немировичем-Данченко и австрийским импресарио Францем.
Благодаря своему таланту и трудолюбию Орлова добилась выхода из состава хора и стала солисткой театра. В 1932 году она блистала на сцене в роли Периколы по одноименной оперетте Оффенбаха. Здесь ее и увидел впервые Григорий Александров. Тогда еще малоизвестный режиссер подыскивал актрису на главную роль в музыкальной комедии 'Веселые ребята' (1934). В первый же день встречи они безумно влюбились друг в друга.
На съемках 'Веселых ребят' роман Орловой с Александровым обсуждал весь съемочный состав. После выхода фильма они поженились и больше никогда не расставались. Высокий, статный Г
игорий и миловидная Любовь, имевшая кукольную красоту, были созданы друг для друга. Им по-хорошему завидовали и называли красивейшей парой Советского Союза.
Встреча Александрова и Орловой имела историческое значение. Именно их творческий тандем стоял у истоков становления советского кинематографа. Благодаря режиссерскому таланту Александрова и артистическому мастерству Орловой кино стало самым популярным видом искусства, серьезно потеснив театр. Картина 'Веселые ребята', которой восхищался сам Сталин, была первой работой их плодотворного сотрудничества.
По словам критика Виталия Вульфа, Александров 'сделал' Любовь Орлову по образу Марлен Дитрих. Об этом мог догадываться только узкий круг людей, имевших доступ к западному кинематографу. Советский зритель об этом ничего не знал. Для него типаж Орловой был человеком
нового времени – обаятельный, оптимистичный, веселый, настойчиво шагающий в светлое будущее. Александров, который бывал в Европе и хорошо знал зарубежное кино, умело совместил западные и советские традиции и сделал уникальный образ, полюбившийся во всем мире.
Именно поэтому фильмы режиссера, и в частности Любовь Орлова, имели такой успех в Европе. Картины 'Цирк' (1936), 'Волга-Волга' (1938), 'Весна' (1947), 'Встреча на Эльбе' (1949), в которых Александров снял свою жену, получили престижные награды международных фестивалей. Сама актриса удостоилась премии Венецианского фестиваля за лучшую женскую роль в фильме 'Весна', а также множества других наград.
Несмотря на большую популярность в Европе, Любовь Орлова была предана советской публике. Она стала звездой экрана, символом нового времени. Сталин боготворил актрису
и не жалел для нее наград. В 1947 году он сделал Орлову Народной артисткой РСФСР, а через три года – Народной артисткой СССР. Кроме этого, вождь народа наградил актрису двумя Сталинскими премиями – за роли в фильмах 'Цирк' и 'Встреча на Эльбе'. Говорят, что любимой картиной Сталина была 'Волга-Волга', которую он показывал самому Черчиллю.
Любовь Орлова практически не снималась в фильмах других режиссеров. Она была предана Александрову во всем: и в любви, и на работе. С началом Второй мировой войны супруги эвакуировались в Алма-Ату. После возвращения в Москву Орлова устроилась в Московский театр им. Моссовета, где сыграла множество замечательных ролей. Например, роль миссис Сэвидж в постановке 'Странная миссис Сэвидж'.
Последний фильм Александрова и Орловой, 'Скворец и Лира' (1974), в котором а
триса сыграла разведчицу Людмилу Грекову, так и не вышел на экраны. Уже тогда актриса была тяжело больна – у нее обнаружили рак поджелудочной железы, и все, что смогли сделать врачи, это облегчить ее страдания. Орлова боролась до последнего, но победить болезнь не смогла. 26 января 1975 года великой актрисы не стало.
В последние годы своей жизни Любовь Орлова и Григорий Александров практически не разлучались. У них было любимое место – дача во Внуково, где супруги могли побыть наедине. Иногда к ним заглядывали старые друзья – Ростислав Плятт и Фаина Раневская. Несмотря на то, что в кинокарьере Орловой было не много фильмов, ее всегда будут помнить как звезду советского экрана. Благодаря ей кино приобрело невероятную популярность, вышло на совершенно новый уровень. А образ, созданный актрисой, полюбился во всем мире