В Минобороны есть женщина, от одного имени которой мужчины в лампасах и звездах вздрагивают и бледнеют. Первая женщина в военном ведомстве, занявшая такой пост, да еще курирующая одну из самых важных сфер - денежную.
В Минобороны есть женщина, от одного имени которой мужчины в лампасах и звездах вздрагивают и бледнеют. Первая женщина в военном ведомстве, занявшая такой пост, да еще курирующая одну из самых важных сфер - денежную. Хотя внешне Любовь КУДЕЛИНА не производит впечатления тирана. Когда обозреватель "Известий" Светлана БАБАЕВА завела разговор о ее "имидже", - даже смутилась. Тем не менее под ее "командованием" - почти 2 млн человек и 400 с лишним миллиардов рублей военного бюджета.
- Вы - первая в истории военного ведомства женщина, занявшая столь высокую позицию.
- Говорят, да...
- И как вы себя ощущаете?
- Нормально. Не вижу никаких различий с чисто гражданской должностью.
- У вас не возникло желания надеть генеральскую форму?
- Нет, конечно, какой я генерал. Но вообще, многим гражданским есть что позаимствовать у военных людей. Здесь есть принципы, которые дисциплинируют. А при принятии решений это важно.
- Вы по натуре тиран или вам комфортнее с несколькими коллегами-единомышленниками?
- Комфортнее с единомышленниками, но интересно, когда они появляются в спорах, дискуссиях. Конечно, на этом месте нелегко: у Вооруженных сил есть несколько приоритетов, и все они требуют денег. Скажем, есть задача переоснащения армии, а с другой стороны - обеспечение личного состава, недопущение задержек в расчетах. В пределах объема, который нам ежегодно выделяется федеральным бюджетом, нужно совместить эти приоритеты так, чтобы нигде не было провала. Вот это моя компетенция и моя головная боль.
- Давайте поговорим о бюджете. Как идет его исполнение, есть ли задержки или опережение финансирования и есть ли у бюджета этого года отличительные черты?
- Начну с отличительных черт. В этом году Минфин ушел от практики доведения ежемесячных лимитов финансирования и перешел на квартальное распределение средств. Соответственно, появляется возможность определенного маневрирования ресурсами исходя из задач. То есть мы можем планировать свою деятельность.
- Вы уже ощутили этот новый принцип?
- Да. Это позволило нам сразу спланировать расходы. Система управления войсками у нас многоуровневая, и всегда было проблемой своевременное распределение и доведение средств до войск. В силу различных причин к январю у нас возникла задолженность по расчетам с личным составом. Одновременно нужно было начинать заключать контракты с предприятиями, выполняющими оборонный заказ. В январе из-за праздников таких контрактов практически не было, и это позволило нам часть средств перенаправить на погашение долгов. Зато в феврале активно пошло авансирование заключаемых контрактов, сейчас оно завершается. По сути, мы имеем котел денег на февраль и март, а новый механизм позволяет нам определить, на что в первую очередь их направить.
- В целом вы довольны, как идет исполнение бюджета?
- В этом году Минфин запланировал в первом квартале расходы исходя из поступлений доходов в размере 23% от годовых значений. Для сравнения - в предыдущие годы в первом квартале мы получали лишь 17%. То есть начато равномерное финансирование.
- Ситуация с правительством может негативно отразиться на финансировании военных расходов, скажем, в апреле-мае?
- Нам довели поквартальное распределение, так что мы знаем объем средств, намеченных к выделению во втором квартале. Теперь стоит та же задача - определить приоритеты, за что платим в апреле, за что - в мае. Сбоя я не ожидаю: на днях министр финансов Алексей Кудрин был у президента, докладывал о поступающих доходах. Думаю, их объем обеспечит запланированные расходы и проблем у Минобороны не будет.
- Вы сказали о затратных направлениях, которые являются приоритетными. Как определить, эффективны ли эти затраты, каковы критерии эффективности?
- Вообще, критерии есть в Бюджетном кодексе, статья, суть формулировки которой: достижение результатов при использовании наименьшего объема средств. Что такое экономическая эффективность? Получая средства, можно приобрести какую-то вещь за 500 рублей, а можно - за 100. Откуда выгода? Более экономные закупки или более дорогостоящие. Прежде всего, это касается конкурсной системы. За проведением конкурсов сейчас установлен жесточайший контроль. К сожалению, ряд товаров - как по программе вооружений, так и по тыловому обеспечению - приобретаются у единственного поставщика. Минэкономразвития с прошлого года создало комиссию, которая контролирует цены и дает разрешение на закупки.
- Работа комиссии ощущается? В свое время было очень много претензий к механизму тендеров.
- По итогам прошлого года 200 млн рублей ушло в федеральный бюджет, потому что стала возможна экономия по отдельным направлениям программы вооружений. Установили фиксированную цену на вооружения и технику - вышла экономия в 200 миллионов.
- Если все ушло в бюджет, какой вам интерес экономить?
- Сейчас мы размышляем над механизмом, который позволит превращать средства, получаемые от такой экономии, в источник дополнительного финансирования той же программы вооружений. Возможно, в будущем году это удастся. Подчеркиваю, это касается программы вооружений. Если вы сэкономили деньги на закупках продовольствия, просто увеличиваются сами закупки.
- По поводу продовольствия также идет много критики: качество продуктов низкое, цены высокие, транспортные расходы непонятные: картошку через полстраны везете.
- К сожалению, такие факты есть. Конечно, принимаем меры. Но многие подобные вещи связаны с тем, что Минобороны получает продовольствие из Росрезерва с истекающими сроками хранения. Пока оформят, пока довезут - сроки истекают. Сейчас решено четко определить, какие виды продукции закупаются из Росрезерва. Например, уже принято решение не закупать масло. Правильно, это скоропортящийся продукт.
- Почему нельзя все это отдать на уровень регионов вместе с полномочиями и деньгами? Пусть сами закупают без всякого Росрезерва.
- Росрезерв - это стратегический запас. Его просто на улицу не выбросишь. А вот правила, которые способствуют получению качественного продовольствия, надо установить, я согласна. С другой стороны, в этом году именно в округах будет закуплено продовольствия более чем на 60% выделяемых на это средств. Происходит объединение тылового обеспечения силовых структур, соответственно, проводятся совместные торги, поиск поставщиков. Хотя хочется, чтобы все это шло быстрее, потому что при стабильном финансировании иметь некачественное продовольствие неприлично.
- Вы сказали: можно купить за 500 рублей, а можно за 100. Но это не всегда критерий эффективности. Сто заплатил - на сто и получил... С другой стороны, если пустить пять танков от Москвы до Владивостока, то километраж, расход горючего, человеко-часы будут огромными. Но не факт, что военные обретут на этом "пробеге" новые навыки. Значит, по ряду направлений нужны другие критерии эффективности.
- Учения - как раз тот случай, где навыки реализуются: человек применяет оружие, садится в танк, получает практику на полигоне, а не на макете. Разве это не фактор эффективности? Что касается горюче-смазочных материалов: приобретение ГСМ соотносится с задачами, которые поставлены перед ВС. "Дайте нам авиакеросин. Ах нет? Тогда обычного бензина" - так у нас быть не может. Потому что есть Военно-морской флот, ВВС, стратегические ядерные силы, у всех свои задачи, и мы должны обеспечить их выполнение. Минимальный уровень расходования армией ГСМ просчитан - не менее 3,5 млн тонн. Иначе все корабли будут стоять у причалов, самолеты - на аэродромах. Сегодня мы закупаем 2,9. Максимальный уровень 5,6. Но таких средств в бюджете нет.
- Будете ли вы предлагать какие-то новые подходы в рамках верстки бюджета следующего года?
- Вопрос об идеологии нужно адресовать Минфину, хотя контуры бюджетной реформы им уже обозначены. Первое - оптимизация бюджетной сети. По каждому федеральному ведомству нужно посмотреть, кто, что получает, определиться, остается ли получатель на бюджете, приватизируется или к кому-то присоединяется. Это первый шаг к подходу, который использует весь цивилизованный мир: определяются цели и эффективность их достижения. Это как раз переход к тому, о чем вы говорите, - обеспечение функций государства. Критерием становится не содержание ВС, а обеспечение обороноспособности. А дальше просчитывается, какими средствами этого достичь. В Минфине есть наработки, я их читала, но сложно в одночасье перейти от приобретения конкретной продукции или расчетов с личным составом на стратегические и тактические цели. В идеологии формирования бюджета это поворот на 180 градусов. Готов ли Минфин совершить его уже с 2005 года? Думаю, нет.
- Тем не менее по своему ведомству вы уже делали попытки провести ревизию бюджетной сети?
- Прошлым летом было поручение премьера изучить эффективность наших ремонтных предприятий. Они содержатся не по смете, то есть мы не платим денежное довольствие, но оплачиваем работы, которые выполняют предприятия. Вопрос, что с ними делать: переподчинить, отдав промышленности, сохранить в ведении МО? На отдельных предприятиях такая низкая загрузка заказами, что она не позволяет платить зарплату. Если помните, на недавней прямой линии с президентом работник судостроительного завода задал вопрос о долгах. Что оказалось? Зарплата не выплачивается месяцами, потому что у завода очень мало заказов. Но людей, которые сидят без денег, это ведь не утешает! С такими предприятиями надо что-то делать, но пока, насколько я знаю, значительных подвижек в плане их реорганизации нет.
- Те, кто не разбирается в нюансах бюджетного процесса, задают простой вопрос: статья расходов на нацоборону - самая большая, 400 с лишним миллиардов, а солдат как кормили не пойми чем, так и кормят, как казармы были в ужасном состоянии, так и есть, как ракеты не летали, так они и не летают...
- Я понимаю, убивает сама сумма - 400 миллиардов. Но давайте посмотрим, что внутри. Я помню 1998 год, тогда работала в Минфине. В июле мы отправили МО информацию: средств, которые есть в федеральном бюджете, хватит лишь на то, чтобы профинансировать одну треть расчетов с личным составом. И все! Нет ни на продовольствие, ни на вооружение, ни на текущий ремонт. Отголоски тех лет мы ощущаем до сих пор, есть долги конца 1990-х, происходит старение техники, зданий, они требуют все больше средств на ремонт. В один год этого не решить. Слава богу, в 2003 году мы повысили денежное довольствие, есть средства на текущий ремонт, не забывайте и о программе вооружений, которую тоже нужно исполнять. Я начала разговор как раз с того, что мы определяем приоритеты. Но и о других проблемах дальше нельзя забывать. С услугами связи получилось так, что они последние 5-6 лет вообще не индексировались при расчетах бюджета. Но тарифы-то растут! В итоге дошли до того, что в прошлом году долг по оплате превысил сумму, которая назначена в бюджете. В этому году мы проблему решили.
- Примерно такая же ситуация в отношениях с энергетиками. В бюджет закладываются одни тарифы, а в течение года они растут.
- В этом году ситуация значительно лучше - правительство утвердило предельно допустимый рост тарифов на уровне регионов. Это сразу ощутилось, потому что в прежние годы бывало: рост в среднем по стране один, а в отдельных регионах - в полтора раз выше.
- Вы сказали об индексации денежного довольствия. Что будет происходить в этом году, в следующем? Какие меры намечены для стимулирования привлечения контрактников?
- В 2002 году мы повысили оклады по должностям, с 1 января 2003 года - за звания, с 1 октября проиндексировали довольствие на 11% в связи с инфляцией. Так что некоторое увеличение произошло. Как я не раз говорила, направлено оно прежде всего на привлечение молодого офицерского состава, поскольку армия стареет. Но с другой стороны, посмотрите, что происходит в реальной жизни? Если лейтенант женился в высшем учебном заведении и в семье родился ребенок, то его денежное довольствие в ряде регионов - мы делали мониторинг - ниже прожиточного минимума! В итоге многие молодые офицеры не хотят жениться, потому что содержания не хватает, а еще сразу возникает вопрос жилья. Своего нет, снимать - дорого, 400 рублей, которые выплачиваются на эти цели из бюджета, явно недостаточно. Ну, и какие условия для создания семьи?..
При формировании бюджета на 2004 год индексация запланирована не была. Но при прохождении бюджета в Госдуме депутаты внесли предложение: в середине года правительство должно определиться с возможной индексацией. Какие будут предложения, пока не знаю.
- Очень много говорилось про несправедливость расчетов по боевым, а также различным компенсационным выплатам. Как обстоят дела сейчас и планируете ли вы какие-то изменения?
- Задолженности, которые возникли, мы учли при формировании бюджета 2004 года. И в начале года одновременно с погашением долгов по довольствию и зарплате гражданскому персоналу, мы отправили в войска максимум средств для расчетов по этим направлениям. Что касается "боевых": в принципе все, что нам положено по бюджету, мы получили и отправили в войска. Но выявляется несовершенство нормативных актов. Какое? Сегодня установлена определенная численность участвующих в контртеррористических операциях. Что делали командиры в отдельных воинских частях? Сумму, которая должна была идти именно тем, кто участвовал в операциях, они распределяли между всем личным составом. Принимаем меры. Пытаемся через суды разъяснить применение нормативной базы.
- На счет пайковых тоже было много разговоров: на 20 рублей в сутки сдохнешь от голода...
- Тоже проблема: в бюджете паек определен из расчета свыше 50 рублей, а компенсация по пайку - 20. Мы вносили в Минфин предложение: оценить продпаек по сегодняшним ценам на продукты, которые в него входят. Но тогда компенсация выльется в 6 млрд рублей. И что нам скажут в Минфине? Ну, вы определитесь внутри: продпаек или программа вооружений...
- Когда начинаются разговоры о полностью контрактной армии, говорят, что это слишком дорого для России. Но цифр не приводят. Делали ли вы расчеты? Это действительно дорого?
- Мы этим занимаемся с конца 2002 года, создана рабочая группа из представителей МО, Минэкономразвития, Минфина. Провели ревизии во всех воинских частях, где планируется переход на контрактную основу. Все подсчитано и воплощено в прошлогоднем постановлении: стоимость всей программы - 79 миллиардов, из них порядка 68 - для Министерства обороны.
- Это вы говорите о переводе частей постоянной готовности. Я же спрашиваю об армии в целом.
- Дорого это! Смотрите, только по тем частям, которые перейдут на контрактный принцип в ближайшие 4 года, нужно на социальное обеспечение и повышение привлекательности службы 54 миллиарда.
Сами же знаете, какие казармы сегодня в воинских частях. Туда пойдет контрактник? Не пойдет. Поэтому мы предложили график поэтапного перевода частей и соответствующего финансирования. Выделяем средства, смотрим, чтобы строительство в частях, которые должны перейти на контракт уже в этом году, не началось только в августе-сентябре. А то все "переползет" на 2005 год.
- Оппоненты приводят в пример работу двух комиссий в США, когда там переходили на контракт. В одной работали гражданские, в другой - военные. Когда сравнили, - у военных "цена" перехода была раз в 10 выше. Говорят, и у нас военные так считают...
- Просто оппоненты не считали жилье. Говорили, не надо строить, дайте деньги на наем квартиры, исходя из стоимости аренды в регионе. Тогда встает вопрос: если каждый военнослужащий живет на квартире, как их собирать по тревоге? Так что в Штатах, может, это и было возможно, с нормальными условиями, нормальными казармами. Я недавно была в Великобритании, в артиллерийском полку. Ну, там, может, и не надо тратить на жилье. Там казармы не как у нас...
- Ожидаете ли вы увеличения расходов на национальную оборону в 2005 году, и если да, то на что они будут направлены?
- Я бы хотела, чтобы состоялось решение об индексации денежного довольствия. Соответственно, оно повлечет дополнительные расходы. Плюс по годам идет прирост средств по программе вооружений. Ожидаю я или нет? В принципе ожидать можно. Исходя из 3-летних проектировок, прирост непроцентных расходов федерального бюджета есть. Но какая доля уйдет на национальную оборону?
- Недавно Счетная палата выявила у военных нецелевые расходы. Какого рода эти расходы? Вообще, раньше считалось, что в армии воруют беспросветно. В последнее время громких скандалов не было. Стали воровать меньше или тщательнее?
- От Счетной палаты в прессу поступила цифра в 14 миллиардов. Я такого нецелевого использования средств найти пока не могу. Думаю, это некий виртуальный просчет: сколько мы могли бы теоретически сэкономить, если перейдем на 100-процентно конкурсные торги. Но по какой методике рассчитывались цифры, непонятно. Или недавно пришло представление: по завышенным тарифам оплатили уголь. Но не взяли в расчет, что платили на Сахалине, где один поставщик. А где-то были справедливые обвинения, помните, нашумевшее дело по рыбе в Северо-Кавказском округе.
Бывают и казусные ситуации. Недавно пришло уведомление казначейства: воинская часть отказалась получить средства на денежное довольствие. Выяснили: в помещении, где под охраной хранятся деньги, был ремонт, несколько дней деньги негде было хранить. А в другой части деньги хранили в тумбочке без замка!..
- По-серьезному воруют обычно не из тумбочки...
- Я не могу ответить, больше или меньше воруют. В миллиарды это не выливается. Потом, мне кажется, что из всех силовых ведомств в отношении Минобороны установлен самый жесткий контроль, в том числе общественный. Счетная палата, Контрольное управление Администрации президента и Минфина, судя по частоте появления проверяющих, по-моему, имеют вторую работу в Минобороны...
- Давайте вернемся к теме, с которой начали разговор. Женщина в Минобороны "строит" генералов. Каково?
- Да не строю я их. Я просто с них строго спрашиваю. В человеческом плане абсолютно неважно - генерал или просто мужчина. У меня в Минфине заместителями тоже были мужчины.
- Как получилось, что вы занялись военным направлением?
- Где-то в 1995 году - министром финансов был Владимир Пансков, ныне - аудитор Счетной палаты - не было начальника департамента оборонного комплекса. И он не нашел ничего лучшего, как 4 месяца уговаривать меня возглавить этот департамент... Я не соглашалась - совершенно незнакомая сфера - курировать силовые структуры, финансировать их. Это надо знать, понимать.
- То есть вам передавали весь силовой блок, и ФСБ, и пограничников?
- Да, поэтому я долго не соглашалась. А в начале 1996 года он вызвал меня и спросил: ну что, надумала? Я говорю: ну, сколько уж можно обсуждать, ладно, пойду. Он говорит: а я уже приказ на тебя подписал. А потом уже я перешла в Министерство обороны...
- От каких-то личных качеств по ходу работы пришлось отказаться, а какие-то качества - наоборот приобрести?
- Я ничего не прятала. Я вообще очень открытый человек, из того типа людей, у которых, если радость на душе, то по мне это видно. И если проблемы - это тоже сразу все понимают.
- А что ваша семья говорит про вашу должность, ведомство?
- В семье как раз все наоборот - там я не командир, не лидер. Я как бы соглашающаяся, может, в силу занятости на работе. У меня с успехом все проблемы решают муж и сын. Они мне что-то предлагают: сделать, приобрести, поехать, и я не спорю.
- Говорят, обычно бывает наоборот: если женщина - начальник, она и на семью переносит "командирский" стиль.
- Знаете, еще в Минфине, когда было плохое исполнение бюджета, неимоверное количество поручений президента, премьера, я брала бумаги домой. Практически каждый день. И однажды, когда я приехала с двумя толстыми папками, сын открыл дверь и сказал: мам, с завтрашнего дня вся твоя почта пусть будет на работе. Лучше сиди там до какого угодно часа, но чтобы ни одного документа не было дома. Дом - это дом, ты окунаешься в семью, а не в работу. С тех пор я стараюсь все делать на работе.
- Ваш отец был военным моряком.
- Да, потому я во Владивостоке и родилась. К сожалению, уже нет брата, он тоже был моряком. Когда я была в более молодых годах, он приезжал, рассказывал отцу, как ему служится, куда его направляют сейчас. Родители то переживали, то радовались. Конечно, военная тема в семье присутствовала. Но я никогда не предполагала, что сама окажусь в ней столь непосредственно...