Один из самых известных британских живописцев XIX века, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. Он прославился своими описаниями роскоши и упадка Римской империи. Его картины точно воссоздавали детали ушедшей эпохи и пользовались большой популярностью в Великобритании, о чём свидетельствует и факт присвоения ему рыцарского звания.
По происхождению голландец, родился в Дронрейпе (северные Нидерланды) 8 января 1836 года. Он был шестым ребенком в семье деревенского нотариуса Питера Тадема. Имена Лоуренс и Альма принадлежали крестному отцу мальчика.
В 1852—1858 годах учился в антверпенской Академии художеств в классе Хендрика Лейса — одного из лидеров бельгийского романтизма. В 1857—1858 годах сотрудничал с ним в создании фресок на сюжеты фламандской истории (для ратуши Антверпена).
Первоначально, как и Лейс, писал полотна на средневековые мотивы. Но после посещения Аппенинского полуострова в 1863 году доминирующей темой его искусства стала классическая античность. Чтобы максимально точно изобразить детали той эпохи, занимался археологическими изысканиями.
В 1870 году переехал в Лондон, в 1873 году получил британское подданство.
Работал и как театральный художник, оформляя спектакли Джона Генри Ирвинга и Герберта Бирбома Три.
Умер на лечении в Висбадене 25 июня 1912 года.
При жизни картины художника пользовались огромной популярностью, о чём свидетельствует и его
возведение в 1899 году в рыцарское достоинство. Во многом это было вызвано тем, что картины Альма-Тадемы заставляли викторианцев отождествлять себя с римлянами периода расцвета империи.
Однако после отношение к творчеству Альма-Тадемы изменилось кардинально.
Многие члены семьи Лоуренса Альма-Тадема также занимались живописью — его вторая жена Лаура, сестра жены Эллен Нелли Госс и дочь художника от первого брака Анна. На Всемирной Выставке в Париже в 1878 году картины Лауры Альма-Тадема были удостоены серебряной медали. В 1896 году в Берлине прошла большая выставка её работ, отмеченная золотой медалью.
В российских художественных музеях хранится значительное количество работ другого мастера той эпохи, Генриха Семирадского, сюжеты и манера исполнения которых близки к картинам Альма-Тадемы.
В доме Альма-Тадемы интерьеры были оформлены так, как это было принято в Римской империи. Художник посещал раскопки в Помпеях и Геркулануме и знакомился с бытом той эпохи. Таким образом изображая бани, жилища римлян он фактически писал с натуры то, что действительно находилось в его собственном доме.