Лорд Кеймс – одна из главных фигур периода Шотландского Просвещения, член-основатель Эдинбургского философского общества (Philosophical Society of Edinburgh) и активный член интеллектуального общества 'Select Society'. Среди его протеже были Джеймс Босуэлл (James Boswell), Дэвид Юм (David Hume) и Адам Смит (Adam Smith).
Генри Хоум родился в доме Кеймсов, между деревней Эклс (Eccles) и Биргхэмом, Беруикшир (Birgham, Berwickshire). Его образованием занимался частный репетитор. Хоум изучал право в Эдинбурге (Edinburgh), после чего в 1724-м получил право адвокатской практики.
Как адвокат Хоум заработал хорошую репутацию, выпустил некоторое количество трудов по гражданским и шотландским законам и стал одним из лидеров Шотландского Просвещения. В 1752-м он был назначен на пост судьи, тем самым получив титул лорда.
Хоум был членом судейской коллегии в деле африканского раба Джозефа Найта (Joseph Knight), проданного на Ямайке (Jamaica) шотландцу Джону Веддерберну (John Wedderburn). В 1772-м Англия (England) поставила под сомнение законность рабства. Предположив, что рабство отныне вне закона в остальной части Великобритании, Найт потребовал заработной платы от своего владельца. В конечном итоге, раб пустился в бега, был пойман Веддерберном, и дело оказалось в Сессионном суде (Высший гражданский суд Шотландии) к 1777-му. Джеймс Босуэлл и Сэмуэл Джонсон (Samuel Johnson) заявили, что 'ни один человек по природе своей не является собственностью другого'. Так как не было никаких доказательств, что Найт отказался от своей естественной свободы, он должен был быть освобожден.
Лорд Кеймс много писал о важности общества. В своем эссе 'Essay Upon Several Subjects Concerning British Antiquities', написанном разу же после восстания якобитов 1745-го, он заявил, что шотландская политика, как говорят якобиты, не основана на лояльности к королю и королеве, а покоится на королевских земельных грантах, предоставленных в обмен на лояльность.
В другом произведении, 'Historical Law Tracts', а затем в работе 'Sketches on the History of Man' Хоум описал человеческую историю, выделив четыре основных этапа. На первом он рассказал об охотниках-собирателях. На втором – о пастухах, которые уже нуждались в формировании больших обществ. Первые два этапа не подразумевали существование каких-либо законов, за исключением тех, что давали главы семейств или общества. На третьем этапе, когда развилось сельское хозяйство, потребовалось более тесное сотрудничество и новые отношения, чтобы осуществлять торговлю или работу по найму (или рабство). Хоум утверждал, что 'тесный союз между множеством людей, спровоцированный сельским хозяйством', требовал нового набора прав и обязанностей в обществе. Это привело к рождению новых законов и тех, кто регулировал исполнение этих законов. Наконец, четвертый этап – это переход из деревень и крестьянских хозяйств к морским портам и городским рынкам, что вылилось в законы еще большей сложности, однако и привело к извлечению большей выгоды.
Хоум своими глазами видел все эти этапы на примере Шотландии с ее землями для выпаса скота и горной местностью, пригодной для сельского хозяйства; с шотландскими низменностями под промышленность и культурными городами Глазго (Glasgow) и Эдинбургом с их растущей коммерцией.
По своим убеждениям Генри был полигенистом, т.е. верил, что Бог создал разные расы на земле в различных регионах. В своей книге 'Sketches on the History of Man' 1734-го он утверждал, что окружающая среда, климат или состояние общества не может объяснить расовые различия. По его мнению, расы стоило рассматривать как отдельные виды.
Лорд Кеймс любил интеллектуальные беседы. За время жизни он взрастил большое количество своих интеллектуальных единомышленников, среди которых были Джон Хоум (John Home), Дэвид Юм и Джеймс Босуэлл. Он также дискутировал с Лордом Монбоддо (Lord Monboddo), однако зачастую последний категорически не был согласен с мнением Кеймса.