Британский музыкант, которого называют «Королем музыки скиффл» и основателем английского направления в этом жанре, который изменил всю популярную музыку. Лонни Донеган оказал большое влияние на популярных британских исполнителей 60-х годов – The Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin. Более 20 песен его авторства попадали в главный хит-парад Соединенного Королевства.
Энтони Джеймс Донеган по прозвищу «Лонни» родился 29 апреля 1931 года в Глазго. Отец Донегана был скрипачом, который в свое время выступал в Шотландском национальном оркестре. В детстве мальчика не подталкивали к занятиям музыкой, поскольку его отец, как и многие другие талантливые музыканты во время экономического спада 1930-х годов, часто оставался без работы. В 1933 году семья переехала в Лондон. Лонни Донеган впервые заинтересовался гитарой в девятилетнем возрасте, однако свой первый инструмент смог купить только через пять лет.
В начале 40-х Донеган в основном слушал по радио выступления мастеров свинга и вокальной музыки, таких как Гленн Миллер, Томми Дорси, The Ink Spots и The Andrews Sisters. Среди джазовых музыкантов мальчику нравились Луис Армстронг и Джин Крупа, однако больше его заинтересовали записи в стилях кантри и блюз, особенно в исполнении Фрэнка Крумита и Джоша Уайта. По передачам на Би-би-си Донеган начал учиться играть блюз на гитаре и вскоре никому в Лондоне не уступал в знании блюза. Позже молодой музыкант стал давать концерты и посещать небольшие джазовые клубы.
В свою первую группу Донеган попал благодаря недоразумению: однажды в поезде к нему подошел человек, который назвал его хорошим исполнителем музыки на банджо и пригласил на прослушивание. Приглашение исходило от самого Криса Барбера, в то время перспективного начинающего джазиста. Донеган никогда в жизни не держал в руках банджо, но согласился прийти, затем купил инструмент и попытался изобразить умение на прослушивание. Его быстро раскусили, но сам он понравился музыкантам и был принят в коллектив. Донегану оставалось все время репетировать на банджо и слушать старые записи, чтобы перенять технику.
В 1949 году Лонни Донегана призвали в армию. Покинув ансамбль Барбера, музыкант получил новый источник вдохновения: целый год он пробыл в Вене, где мог постоян
но общаться с американскими солдатами, брать у них пластинки, а также слушать американскую музыку на развлекательном радио для военных. После демобилизации Донеган нашел новый способ слушать записи: в библиотеке при американском посольстве. По собственному признанию музыканта, он переслушал все диски, несколько даже украл, и впитал в себя каждую ноту
В 1952 году Донеган основал собственный джазовый ансамбль Tony Donegan Jazz Band. Коллектив выступал настолько успешно, что получил от Национальной джазовой федерации приглашение выступить в Королевском фестивальном зале вместе с американским пианистом Ральфом Суттоном и легендарным музыкантом Лонни Джонсоном. Перепутав имена музыкантов, конферансье представил их как «Тони Джонсона» и «Лони Донегана». Прозвище к музыканту приклеилось.
Позже Донеган и его группа объединят усилия с Крисом Барбером, а в конце концов оба старых приятеля войдут в состав супергруппы под руководством Кена Кольера - The Ken Colyer Jazzmen, которая специализировалась на диксиленд-джазе и имела большую популярность. В перерывах во время концертов Донеган стал выходить на сцену при поддержке двух других музыкантов и исполнять собственные версии американских стандартов в стилях блюз и кантри, а также народных песен – придавая им свои ритм и акценты и аккомпанируя себе на акустической гитаре или банджо. Новый стиль назвали «скиффл» по предложению брата Кольера, который вспомнил о группе Dan Burley Skiffle Group, выступавшей в Чикаго 30-х годов. Часть концертов с номерами Донегана стала почти столь же популярна, как и основная программа.
После ухода Кольера в начале 1954 года группу возглавил Барбер, и коллектив стал называться The Chris Barber Jazz Band. В этом составе был записан диск под названием New Orleans Joys, который разошелся феноменальным для того времени тиражом в 60 000 пластинок. Чтобы развить неожиданный ус
ех, звукозаписывающая компания Decca выпустила песни с диска отдельными синглами, и в итоге наибольшего успеха добилась песня Донегана Rock Island Line: поднимаясь на 8 строчку в английском хит-параде, запись продержалась там 22 недели, а также вошла в число 20 самых популярных в Америке. За полгода было продано более 3 миллионов экземпляров диска. Лонни Донеган получил за пластинку всего несколько функтов, и по контракту ему не полагался процент с продаж, однако на конверте в качестве исполнителя была указана The Lonnie Donegan Skiffle Group («Скиффл-группа Лонни Донегана»), и он моментально обрел известность.
Следующий сингл Донегана Diggin' My Potatoes вышел 30 октября 1954 года. Запись была запрещена Би-би-си за непристойный текст песни, что отрицательно сказалось на продажах, но только поддержало интерес молодежи, обеспечив музыканту имидж бунтаря. Фирма Decca вскоре разорвала контракт с Донеганом, посчитав его успех кратковременным. Получая серьезные финансовые предложения с условием, что он начнет сольную карьеру, Донеган покинул группу Барбера.
К весне 1955 года Лонни Донеган заключил контракт с фирмой Pye Records и выпустил сингл Lost John, который стал вторым в британском хит-параде, хотя не получил признания в Америке. Однако музыкант все же был достаточно популярен, чтобы его пригласили в США для участия в телепередачах. Вскоре менеджер Донегана был завален предложениями о концертах с гонорарами 1500 в неделю – в те годы, когда 800 долларов считались приличным годовым заработком в Англии.
После гастролей по США Донеган вернулся на родину и собрал собственную группу, в первый состав которой вошли джазовый гитарист Денни Райт, басист Мики Эшман и ударник Ник Николс. В 1956 году Донеган выпустил свой первый альбом, Showcase, на котором звучали песни блюзовых музыкантов Лидбелли и Лироя Карра, а также традиционные блюзовые записи
Менее чем за три года музыкант записал целый ряд хитов: «Bring A Little Water, Sylvie» (7-е место в хит-параде), «Don't You Rock Me, Daddy-O» (4-е), «Cumberland Gap» (6-е) и «Does Your Chewing Gum Lose Its Flavor On the Bedpost Overnight?» (3-е, и 5-е в США).
К концу 50-х появились тысячи скиффл-групп – прежде чем переключиться на другую музыку в этом жанре отмечались многие исполнители, среди которых были Томми Стил, Клифф Ричард, будущие The Beatles. Стиль постепенно терял коммерческую привлекательность, хотя Донеган продержался в хит-парадах до 1962 года, когда новая волна британских рокеров окончательно захватила музыкальную сцену.
Пропав из вида в 60-е, Донеган работал продюсером в Pye Records. Предприняв неудачную попытку возвращения в конце десятилетия, он возобновил выступления только в 1974 году, когда на волне нового интереса к скиффлу в Германии он отправился в турне. Через год он стал гастролировать вместе с Крисом Барбером и записал с ним полноценный альбом The Great Re-Union Album. Однако в 1976 году, после новых выступлений и работы в студии в Германии, Донеган перенес сердечный приступ и переехал в США, чтобы восстановить здоровье.
Вернувшись в студию в 1978 году, Лонни Донеган записал альбом Putting On the Style, в создании которого участвовали Ринго Старр, Брайан Мэй и Элтон Джон и другие звезды и суперзвезды рока, чей интерес к музыке проснулся благодаря песне Rock Island Line. Последовал еще один диск, записанный при участии Альберта Ли, на котором Донеган исполнял песни в стиле кантри. К 1980 году музыкант возобновил концертную деятельность и вскоре записал еще один альбом с Барбером. Донеган продолжал выступать, прежде чем проблемы с сердцем и перенесенная в 1992 году операция не заставили его сбавить обороты. 3 ноября 2002 года Донеган скончался из-за болезни сердца, оставив после себя огромное музыкальное наследие