Популярные личности

Лиза Лу

Американская художница
На фото Лиза Лу
Категория:
Место рождения:
Нью-Йорк, США
Гражданство:
США
Читать новости про человека
Биография

Кухня из бисера стала музейным экспонатом

Современная американская художница, которая прославилась, благодаря необычному выбору материалов для своих работ. Лу делает свои инсталляции из бисера. И если раньше мир искусства обращался с Лизой Лу с плохо скрываемым презрением, называя ее то второсортной ювелиршей, сумасшедшей ремесленницей, то сегодня за ее работами охотятся коллекционеры и кураторы галерей со всего мира.


Славу ей принес проект под названием 'Кухня' (Kitchen), на изготовление которого ушло пять лет, с 1991 по 1996 год. Это и в самом деле кухня в натуральную величину, площадью в 15,6 квадратных метров, оборудованная всем, что необходимо. На плите жарится яичница, на столе лежит свежая газета, в мойке мокнут расписные тарелки - вот только сделано все это, до мельчайших деталей, вроде средства для мытья посуды и мусора в совке, из разноцветного бисера, из миллионов сверкающих крошечных бусинок. У художницы даже развился острый тендинит обеих рук, воспаление сухожилия, пока она работала над проектом – попробуйте-ка взять и поставить на свое место каждую из миллионов бисеринок!

За 'Кухней' последовал бисерный 'Задний двор' (Back Yard), на изготовление которого ушло три года, с 1996 по 1999. Площадь 'Заднего двора' - 48,8 квадратов, поэтому при создании травы Лизе пришлось прибегнуть к помощи добровольцев. Сегодня 'Кухня' входит в постоянную коллекцию Музея американского искусства Уитни (Whitney Museum of American Art) в Нью-Йорке (New York), а 'Задний двор' находится в постоянной коллекции парижского музея современного искусства Фонда Картье (Fondation Cartier pour l'art contemporain).

В 2002 году Лу получила грант размером в полмиллиона долларов от Фонда Макартуров (MacArthur Foundation) и в настоящее время живет и работает в Дурбане, ЮАР (Durban, South Africa), где находится ее студия. Возможно, она все еще не полностью восстановила свою порядком попорченную репутацию в мире искусства, но, как уже говорилось, дело повернулось таким образом, что сегодня ее инсталляции, скульптуры и картины из бисера ценятся очень высоко, завораживая своим блеском и сочными красками и маленьких детей, и искушенных искусствоведов.

Рабочий процесс в студии Лизы Лу протекает совершенно не похоже на студии других современных художников. Около половины девятого утра в одной из двух комнат, которые Лиза снимает в центре города, собираются около 25 зулусских мужчин и женщин, одетых в узорчатые платья или простые джинсы с футболками. Для начала они становятся в большой круг, поют и танцуют, и Лу, которая среди них выглядит как младшая сестра Шэрон Стоун (Sharon Stone), хлопает в ладоши и притоптывает вместе с ними. В конце концов, все рассаживаются по своим местам по всей студии и принимаются за тонкую, кропотливую работу – весь день Лиза с помощниками склеивают бесконечные крохотные бусинки, сопровождая свой труд песней.

Дурбан, третий по величине город в ЮАР, - это настоящий тропический порт с великолепными песчаными пляжами, множеством прекрасных зданий, которые вот-вот рассыплются без ремонта, и толпами бездомных, которые спят прямо на тротуарах. Кроме того, это центр традиционного африканского бисероплетения. Лу приехала сюда, надеясь найти себе помощников на удаленную работу и вернуться в Калифорнию (California) с мужем, графическим дизайнером Миком Хаггерти (Mick Haggerty), но потом случилась эта необычная работа в команде, и Лиза обнаружила, что все откладывает и откладывает отъезд. Муж позже присоединился к ней. Ее работники живут в окрестных поселках, где условия не слишком отличаются от того, что было до отмены апартеида. Большинство их них никогда не обедали в ресторане и не бывали в художественном музее, и поначалу, когда Лиза показывала фотографии своих прежних работ, они вовсе не пришли в восторг.

На самом деле, любому будет трудно оценить то впечатление, которое производят работы Лу, по фотографиям. Фотографии не передают деталей. Или передают только детали, пряча общую картину. По словам парижского галериста Лу, Тадуеша Ропака (Thaddaeus Ropac), работы Лизы являются имитацией жизни, где нет ничего реального. В то время, все это настолько настоящее, что даже страшно.

Лиза родилась в 1969 году и росла в христианской семье, которая, тем не менее, превратила ее в атеистку. В 1989 году она побывала в Европе (Europe), и в соборах Флоренции (Florence) и Венеции (Venice) испытала настоящее откровение – витражи, фрески и мозаики во всем своем роскошном великолепии обрушились на юную американку, которая привыкла к голым стенам и пластиковым стульям церкви, в которую ходила ее семья. Этот опыт поразил ее настолько, что вернувшись в Калифорнию и зайдя в художественный магазин, Лиза внезапно обнаружила, что сверкающая хрустальная бусинка стала для нее более интересным материалом, чем краски.



Поделиться: