В какой семье выросла Лия Ахеджакова, и где прошло ее детство? Куда хотела поступать Лия, и как она оказалась в Институте цветных металлов и золота? Почему в московском ТЮЗе Ахеджакова играла преимущественно в амплуа травести? Благодаря какому спектаклю актрисе удалось выйти из привычного амплуа, продемонстрировав новые грани своего таланта? Какой режиссер раскрыл истинное дарование Ахеджаковой, навсегда изменив ее карьеру в кино? Как Лия стала музой режиссера Эльдара Рязанова? Какая роль превратила актрису в звезду советского кинематографа? Как сложилась личная жизнь Ахеджаковой? Чем сейчас занимается актриса? Чего боится Ахеджакова, и почему она считает своим долгом бороться за права человека?
Лия Ахеджакова появилась на свет 9 июля 1938 года в городе Днепропетровске, Украинской ССР, в творческой семье. Своего отца она не знала. Отчим Лии – Меджид Салехович Ахеджаков – был главным режиссером Майкопского театра, а мать – Юлия Александровна – одной из ведущих актрис. Здесь, в столице Адыгеи Майкопе, и прошло детство будущей актрисы.
Лия росла удивительным ребенком. Окончив школу с золотой медалью, она отправилась в Москву поступать на факультет журналистики. Но, переволновавшись, провалила собеседование и в МГУ не попала. Не желая возвращаться домой, Ахеджакова пода
ла документы в Институт цветных металлов и золота, и ее приняли.
В университете Лия проучилась всего полтора года. Она мало интересовалась учебой, но зато активно участвовала в кружках художественной самодеятельности. Осознав, что по профессии она все равно никогда не будет работать, Ахеджакова бросила институт и вернулась в Майкоп. Но ненадолго. Спустя пару лет Лия вновь приехала в столицу с твердым намерением стать актрисой.
Так Лия Ахеджакова оказалась в ГИТИСе, где зарекомендовала себя, как талантливая и способная ученица. В 1961 году, еще обучаясь в институте, Ахеджакова начала играть в
осковском ТЮЗе. Щупленькая, маленькая и шустрая, она идеально подходила на роли детей, чем режиссеры и пользовались. По словам актрисы, она думала, что будет играть Джульетт и других романтических героев, но режиссеры смотрели на нее узкопрофессионально – в амплуа травести.
Ахеджакова проработала в ТЮЗе больше десяти лет, не подозревая о том, что в один прекрасный день ее жизнь круто изменится. А случилось это дважды. Первым крутым поворот в жизни актрисы была встреча с главным режиссером театра 'Современник' Галиной Волчек. В 1977 году Лия окончательно перебралась в 'Современник', где значите
льно расширила свой сценический репертуар.
В 'Современнике' Ахеджаковой наконец удалось уйти от амплуа травести и подняться на новый уровень. Здесь она сыграла во множестве замечательных постановок, но была одна, которая превратила ее в настоящую звезду. Речь идет о спектакле Романа Виктюка 'Квартира Коломбины', в котором актриса исполнила сразу четыре роли. Уже будучи известной киноактрисой, Ахеджакова смогла добиться успеха и в театре, с которого начинала свою карьеру.
Все же настоящую популярность Лия Ахеджакова получила после выхода целого ряда успешных кинофи
ьмов. Впервые актриса появилась в кино еще в 1968 году, сыграв сына старшины Петю в фильме 'Возвращение'. Столь необычный дебют совершенно не привлек внимание режиссеров, и Лия вернулась к работе в театре. Спустя пять лет она вновь попытала счастья в кино, исполнив роль Аллы Кузнецовой в картине 'Ищу человека' (1973). Эта попытка оказалась удачной. Ахеджакову стали приглашать на эпизодические роли, и она начала сниматься в кино регулярно.
Во второй раз жизнь Лии Ахеджаковой круто изменилась в середине 70-х годов, когда она познакомилась с режиссером Эльдаром Рязановым. Он предложил актрисе неб
льшую роль Тани в своем фильме 'Ирония судьбы, или С легким паром!' (1975), и она согласилась. Эта работа стала для Ахеджаковой судьбоносной. Свою роль она сыграла настолько убедительно, что критики заговорили о рождении нового таланта.
Рязанову удалось раскрыть истинное дарование Лии Ахеджаковой. Стало очевидным, что гротескные, трагикомичные роли – это ее стихия. Спустя год актриса вновь продемонстрировала свой талант, блестяще сыграв учительницу географии в телефильме 'По секрету всему свету' (1976). А затем на экраны вышла лирическая комедия Рязанова 'Служебный роман' (1977), которая превр
атила Ахеджакову в звезду советского экрана.
Эльдар Рязанов вновь дал актрисе небольшую, но запоминающуюся, яркую роль – секретарши Верочки. Образ энергичной, вездесущей и всезнающей секретарши полюбился зрителям и стал культовым среди поклонников фильма. Реплики Верочки вмиг разошлись на цитаты, сделав Ахеджакову настоящей знаменитостью.
Лия Ахеджакова стала любимицей Рязанова, его настоящей музой. Режиссер, как никто другой, понимал ее талант и мог подобрать хорошую роль. В 1979 году актриса снялась в очередном фильме Рязанова 'Гараж', на этот раз исполнив одну из главных ролей – младшего н
учного сотрудника Елены Павловны Малаевой. Эта работа стала одной из лучших в ее актерской карьере.
Лия Ахеджакова с успехом снималась в фильмах разных режиссеров, но наиболее ярко и убедительно выглядела в работах Рязанова. Причем, это касалось даже маленьких ролей, например, модистки Лу-Лу в картине 'О бедном гусаре замолвите слово' (1980). После этой работы их творческий союз не давал о себе знать целых десять лет. В 80-е Ахеджакова сделала акцент на работу в театре, только изредка появляясь в кино.
Наконец, в 1991 году вышел очередной шедевр Рязанова – социальная драм
'Небеса обетованные'. Сыграв роль Фимы, Ахеджакова показала, что обладает еще и незаурядным драматическим талантом. За эту работу она была удостоена премии 'Ника' и стала лучшей актрисой года по версии журнала 'Советский экран'.
Творческий союз Ахеджаковой-Рязанова подарил зрителям еще один фильм – комедию 'Старые клячи' (2000), в которой снялась целая плеяда звезд: Людмила Гурченко, Светлана Крючкова, Ирина Купченко. Правда, актриса сыграла в еще одной картине мэтра – 'Андерсен. Жизнь без любви', – но там ее роль была уж слишком маленькой.
Свою вторую 'Нику' Ахеджакова получила в 2007 году
за роль работницы японского ресторана в черной комедии Кирилла Серебрякова 'Изображая жертву' (2006). Эта работа стала одним из последних больших проектов в карьере актрисы. В последние годы Лия Меджидовна играет преимущественно в театре, лишь изредка появляясь в кино. А еще у нее неплохо получается озвучивать мультфильмы. Этим Ахеджакова занимается с 1970 года. Один из самых удачных ее персонажей – Баба-Яга в мультфильме 'Иван Царевич и Серый Волк' (2011).
Лия Ахеджакова была трижды замужем. Первые два брака – с актером Валерием Носиком и художником Борисом Кочейшвили – оказались неудачными.
2001 году стало известно, что актриса вышла замуж за фотографа Владимира Персиянинова, они до сих пор живут вместе. Детей у Лии Меджидовны нет.
Ахеджакова известна не только своими эксцентричными ролями в кино, но и активной гражданской позицией. Она неоднократно выступала в защиту свободы слова, выражала свое несогласие с властью, критиковала правительство. По словам актрисы, самым страшное, что может случиться – это возврат к тоталитарной системе, которая сгубила много хороших жизней. Этого допустить никак нельзя, поэтому бороться за права человека Лия Ахеджакова считает своим прямым долгом