Выпускница Школы-студии МХАТ, мастерской Виктора Станицына и Сергея Блинникова. Народная артистка РСФСР, легендарная актриса и одна из основательниц Московского театра
В 1956 году группа молодых актеров, недавних выпускников Школы-студии МХАТ - Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие, присоединившиеся к этому художественному коллективу единомышленников, создали театр, который вот уже более полувека оправдывает свое знаменитое имя, разговаривая со зрителем языком современности. Блестящие актерские работы Лилии Толмачевой на сцене
беззащитность с необыкновенной силой воли и характера. В кино снималась мало, целиком посвятив себя служению родному театру <<Ве
чно живые>>, по пьесе того же Виктора Розова, которым в 1956 году открылся театр
Театр Современник - ее жизнь. И, может быть, даже не столько в том смысле, что Лилия Толмачева служит ему уже более полувека. Она, кстати, по собственному признанию, не раз порывалась уйти. Но всегда оставалась - и потому что Ефремов не отпускал, и потому что понимала: сохранить Семью - это примета человеческого достоинства. А Современник
тогда, в середине 50-х, и создавался как Семья, добровольное сообщество молодых единомышленников и единоверцев, настоянное на любви к своему делу и друг к другу. Толмачева - из первого актерского призыва, и, видимо, многие идеи Олега Ефремова насчет строительства нового театра и достойного в нем существования были ей близки. И
остаются таковыми и сегодня. Отрицание премьерства и интриг, погруженность в общее дело, понимание театра как явления жизненно важ
ого, а не бездумно развлекательного, каким он порой предстает сегодня.
Впрочем, ради Современника, который в ту пору выглядел затеей Лилия Толмачева отказалась от очень многого. Может быть, от иной актерской судьбы. Девочка из интеллигентной саратовской семьи, окончила Школу-студию МХАТа, два года проработала в Саратовском ТЮЗе. И все-таки не выдержала, вернулась в Москву, где в то время
руководитель Театра имени Моссовета знаменитый Юрий Завадский искал актрису на роль Нины в лермонтовском
По счастью, уже первый спектакль Современника -
сценическом авангарде России. У Толмачевой было много ролей, без работы она тогда не сидела. Но судьба реальная оказалась не похожа на юношеские грезы начинающей
артистки. Высокой классике и не менее высоким страстям шекспировского накала здесь предпочитали негромкий и серьезный разговор о дне сегодняшнем. Как говорили тогда, шекспировско-мольеровские места заняли Виктор Розов, Александр Володин, Михаил Рощин и многие другие замечательные драматурги - иного образа мыслей, иной эстетики.
Не то чтобы Толмачевой приходилось ломать себя. Нет, она, вспоминая о прошлом, часто произносит слово Галина Волчек Лилию
Толмачеву всегда уважала, ценила и делала для нее все, что могла. Но театр, как мы знаем, - иску
сство коллективное. Впрочем, актриса достойно пробовала свои силы и в режиссуре. В родном Современнике поставила спектакли
Шагнула и на мхатовскую территорию - спектакль
Не столь часто, но и сегодня Лилия Толмачева выходит на сцену Современника - например, в знаменитом
Джульетта-
Вера Павловна -
Доротка -
Нина -
Лена - <<В
тихом переулке>> А.Мовзон
Ирина -
Валя -
Тамара -
Дама, Фрейлина -
Ирина -
Женщина, которую Он любил -
Кистякова -
Надя -
Гитель Моска -
Мама Принцкер -
Елизавета Александровна -
Агния Шабина -
Трубецкая Екатерина Ивановна -
Александра Коллонтай -
Настя -
Никулина -
Харриет -
ейб - 1972
Гульжан -
Ива -
Шарлотта Ивановна -
Дороти Симпл -
Люба -
Мадлена Бежар -
Мария-Антуанетта -
Милда -
Нина Григорьевна -
Миссис Хиггинс -
1977 - А.Соколова
1978 - Л.Пиранделло
1980 - Э.Олби