Знаменитая оперная певица, контральто с мировым именем, американка армянского происхождения, которая выступала на сценах большинства ведущих оперных театров мира в сопровождении самых известных симфонических оркестров. Она начала карьеру в 40-х годах как концертная певица, но не добилась широкого признания, пока не начала петь оперу, когда ей самой было уже далеко за тридцать. Лили Чукасян превратилась в одно из ведущих контральто мира на протяжении 60-х и 70-х годов, особенно долгой и успешной была ее карьера Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera) в Нью-Йорке (New York City) - с 1962 по 1986 год. Ею восхищались за звонкое сфокусированное звучание и прекрасную музыкальность. Чукасян часто пела, вопреки традициям, оратории по памяти.
Лили Чукасян родилась в Чикаго (Chicago), 1 августа 1921 года, и была младшей из трех детей в семье иммигрантов из Армении (Armenia), перебравшихся в Соединенные Штаты (United States) вскоре после геноцида армян 1915 года, который унес жизни их родителей и некоторых членов большой дружной семьи. Первым языком, который выучила Лили, был армянский, потому что родители говорили на нем дома. Английским девочка овладела только в школе. Лили начала заниматься музыкой, когда пела в местном церковном хоре и на занятиях в старших классах школы, и еще в школе начала зарабатывать деньги тем, что выступала на радио и различных мероприятиях. После школы она начала учиться пению уже гораздо более серьезно у Филипа Мануэля (Philip Manuel), у которого брала уроки более двух десятилетий. В 1941-м, в возрасте 20 лет, она вышла замуж за Джорджа Гэведжана (George Gavejian), друга ее старшего брата. Это был очень счастливый брак, продолжавшийся более 46 лет, до смерти Джорджа в 1987 году. У них было несколько детей и одиннадцать внуков.
В качестве профессиональной концертной певицы Лили начала выступать с 40-х годов, в основном, в Чикаго и иногда за его пределами. Самым большим успехом в ее карьере был концерт в январе 1955 года, когда дирижер Бруно Вальтер (Bruno Walter) выбрал Чукасян для солирования во 2-й симфонии Малера (Mahler) в соп
ровождении Чикагского симфонического оркестра (Chicago Symphony Orchestra). В то же время она училась в Северо-западном университете (Northwestern University). В 1956-м у Лили диагностировали рак груди и дали ей полгода жизни. При поддержке семьи она решила бороться с болезнью, и ей пришлось перенести радикальную мастэктомию, осложнившуюся инфекцией, из-за чего понадобились три дополнительные операции. И все-таки Лили победила страшный недуг, и ее жизнь вернулась в нормальное русло.
Удивительно, но дебют Лили Чукасян на оперной сцене состоялся только в 1959 году. Когда ей было 38 лет, она выступила с партией Адальджизы (Adalgisa) в 'Норме' (Norma) Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini), на сцене Оперного театра Арканзаса (Arkansas State Opera) – ее порекомендовала режиссеру театра сопрано Барбара Стивенсон (Barbara Stevenson), которая пела Норму. Дебютное выступление Лили имело оглушительный успех и стало сенсацией в оперном мире. В 1960-м она создала свою вторую оперную роль, цыганку Азучену (Azucena) в 'Трубадуре' (Il Trovatore). Затем, в начале 1961-го, она пела партию Амелфы Тимофеевны (Amelfa Timoferevna) в кантате 'Александр Невский' (Alexander Nevsky) Прокофьева (Prokofiev) с Нью-Йоркским филармоническим оркестром (New York Philharmonic). Вскоре после этого выступления певице предложили контракт с Метрополин-Опера,
но она отказалась, потому что боялась, что ей придется проводить слишком много времени вдали от ее семьи. Тогда же состоялся европейский дебют Чукасян в роли Иродиады (Herodias) в 'Саломее' (Salome), а уже в ноябре она пела Амнерис (Amneris) в 'Аиде' (Aida).
В разгар ее прорыва к славе Лили обнаружила новое образование в оставшейся груди. Она никому ничего не сказала, выполнила свои обязательства по выступлениям в Нью-Йорке, Балтиморе (Baltimore) и Европе (Europe), после чего обратилась к врачам, прошла через еще одну мастэктомию и быстро поправилась. В 1962-м она приняла новое предложение от Метрополитен-Опера и дебютировала на его сцене 9 марта 1962 года в 'Джоконде' (La Gioconda) с партией Слепой, матери главной героини (La Cieca). На протяжении 24-летней карьеры в Метрополитен-Опера Чукасян исполнила множество главных ролей и еще больше второстепенных партий, продолжая активно гастролировать как концертная исполнительница.
После ухода со сцены в 1986 году, Чукасян присоединилась к преподавательскому составу вокального факультета Музыкальной школы Йельского Университета (Yale University's School of Music). Она до сих пор преподает в Йельском университете и в настоящее время проживает в Нью-Хейвене, штат Коннектикут (New Haven, Connecticut). В 2002 году она была награждена медалью Университета Сэнфорд (Sanford).