Простодушная наивность Федосеевой, ее безыскусная игра, скромная и в то же время запоминающаяся внешность позволили ей стать равноправной партнершей яркого, характерного актера Шукшина. Вместе они создали ту неповторимую, естественную атмосферу реальной жизни, которая и подкупала зрителей в этих фильмах.
Судьба Лидии Федосеевой сложилась так, что она, коренная ленинградка, оказалась в Москве, где поступила в 1957 году во ВГИК, в мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой. Под руководством этих опытных мастеров она и стала актрисой.
Свою первую роль она сыграла в картине режиссера А. Граника "Максим Перепелица". Но ни зрители, ни критики практически не заметили молоденькую лаборантку в исполнении такой же молоденькой актрисы: их внимание полностью поглотила блестящая игра Л. Быкова. Индивидуальность актрисы проявилась, пожалуй, только в конце пятидесятых годов, когда она сыграла студентку Таню в фильме "Сверстницы" (1959).
Первым мужем Лидии Федосеевой был киевский актер В. Воронин. Они познакомились на киностудии имени Довженко (снимался в фильмах: "Первый эшелон", "Иванна", "Кочубей", "Сон" и др.). В 1960 году родила от него девочку, которую назвали Настей. Однако рождение ребенка отрицательно сказалось на ее учебе во ВГИКе - вскоре за систематические пропуски занятий Федосееву отчислили из института.
Пришлось ее молодому супругу идти на поклон к декану актерского факультета ВГИКа. Этот поход завершился успехом - Федосееву восстановили в институте и зачислили в мастерскую С. Герасимова и Т. Макаровой.
Между тем возвращение Федосеевой в столицу сыграло с молодой семьей злую шутку. Так как Воронин продолжал жить в Киеве, а Федосеева в Москве (при этом их дочка жила у бабушки в Ленинграде), виделись они крайне редко и в конце концов отвыкли друг от друга. Поэтому к 1964 году, когда Федосеева закончила ВГИК и уехала сниматься в картине "Какое оно, море?", ее брак с Ворониным успел превратиться в чистую формальность.
После развода девочку оставили на попечении матери Воронина, скрывали ее от родной матери до тех пор, пока не отлучили совсем. Со временем душевная рана Федосеевой затянулась, а сейчас она сама не хочет поддерживать с дочерью никаких отношений, даже узнав о том, что та была арестована за перевозку наркотиков. Она просит и журналистов не вмешиваться и не ворошить эту семейную трагедию.
Когда Федосеева узнала, что ее партнером по фильму "Какое оно, море?" будет Василий Шукшин (он должен был сыграть роль бывшего уголовника, матроса Жорку), она расстроилась. В кинематографической среде ходили разговоры о пьяных загулах этого человека, поэтому ничего хорошего от встречи с ним актриса не ждала. Был даже момент, когда она попросила режиссера подыскать, пока не поздно, замену Шукшину, иначе они все с ним намаются. Но режиссер заверил ее, что все будет нормально.
Первая встреча Шукшина и Федосеевой произошла в поезде по дороге в Судак. Лидия Федосеева вспоминает: "Я потихоньку наблюдала за Шукшиным: глаза у него зеленые - веселые, озорные и хулиганистые. Компания оказалась на редкость приятной, и я запела. И запела - "Калину красную". Он вдруг странно посмотрел на меня и подхватил...
Когда же все заснули, чувствую, как кто-то входит в купе. Смотрю - Вася. Тихонько присаживается ко мне и говорит: "Ну, давай, рассказывай о себе". Всю ночь мы проговорили.
Когда ехали в автобусе в Судак, остановились в лесочке. Помню, я первая вошла в автобус, а Шукшин за мной и что-то под пиджаком держит. Спрашиваю: зверька поймал? А он мне - маленький букетик цветов. Потом узнала, что это были первые цветы, которые он подарил женщине. Я долго хранила их".
Встреча с Шукшиным перевернула и личную, и творческую судьбу Федосеевой. Они поженились, и актриса вместе со своим мужем сыграла главные роли в картинах "Печки-лавочки" (1972) и "Калина красная" (1973). Шукшин сам писал сценарии этих фильмов и снимал их как режиссер-постановщик. К тому времени он уже был знаменит - играл в кино, писал книги, и эти его фильмы, как и все, что он делал, вызвали отклик в обществе. Еще больше всех удивила Лидия Федосеева. И в том и в другом фильме коренная горожанка прекрасно сыграла простых деревенских женщин, которые самозабвенно преданы своим любимым мужчинам и готовы на любые жертвы ради их благополучия.
Простодушная наивность Федосеевой, ее безыскусная игра, скромная и в то же время запоминающаяся внешность позволили ей стать равноправной партнершей яркого, характерного актера Шукшина. Вместе они создали ту неповторимую, естественную атмосферу реальной жизни, которая и подкупала зрителей в этих фильмах. Они вместе могли сделать еще много интересного, но случилось непоправимое: в середине семидесятых на съемках фильма "Они сражались за Родину", где снималась и Федосеева, Шукшин скоропостижно скончался. Лидия Николаевна осталась одна с двумя девочками и стала единственным кормильцем семьи. Конечно, очень помогали гонорары, которые Федосеева получала за книги Шукшина, которые часто переиздавались как в Советском Союзе, так и в странах социалистического содружества. Он был очень популярен в Польше, Болгарии, Чехословакии.
После смерти мужа актриса взяла двойную фамилию и теперь известна только как Федосеева-Шукшина. Она стала работать в Театре-студии киноактера в Москве и очень много снималась: фильмы с ее участием выходили практически ежегодно. Федосеева-Шукшина играла и в современных фильмах, и в исторических, или, как их еще называют, костюмных. Но каким бы эпохам ни принадлежали ее героини, актриса играла их женские судьбы так же естественно и безыскусно, как и прежде.
В 1976 году Федосеева-Шукшина снялась в фильме на современную тему "Ключ без права передачи", а уже в 1980-м на экраны вышло несколько картин с ее участием, среди них и современные, и исторические - "Вам и не снилось", "Из жизни отдыхающих", "Юность Петра".
Трудно даже сказать, какие роли получаются у актрисы лучше. То ли внешность у нее такая удачная, то ли ей самой больше нравится играть женщин прошлых эпох, но после фильмов "Демидовы" (1983), "На златом крыльце сидели" (1985), "Виват, гардемарины" (1991), "Графиня Шереметева" (1994) и, конечно же, "Петербургские тайны" (1994-1995) Федосееву-Шукшину стали именовать не иначе как "царственная". И это притом, что она играла в них не только положительные, но и отрицательные роли.
Федосеева-Шукшина действительно очень удачно использует свою дородность и стать, хотя сама чаще всего о своей внешности отзывается иронически и признается, что вся ее дородность зависит от настроения и внешних обстоятельств, поэтому она то набирает, то теряет вес. Но среди всех номинантов премии имени Ханжонкова именно ее единодушно признали "самой женственной".
В браке с Шукшиным у Лидии Николаевны родились еще две девочки-погодки. Старшая, Маша, закончила Институт иностранных языков, несколько лет она работала переводчицей на бирже, потом перешла на телевидение. Но со временем решила продолжить семейную традицию и стала актрисой. Она уже снялась в нескольких фильмах, среди них - "Американская дочь", "Цирк сгорел, и клоуны разбежались". Последнее время Маша нередко снимается в сериалах.
Младшая Шукшина, Ольга, вначале закончила ВГИК, снялась в нескольких фильмах, и, казалось, ее будущее уже определилось. Но потом она решила пойти по стопам отца, стала писать автобиографические рассказы и поступила учиться в Литературный институт. Ольга совсем не похожа на свою старшую сестру, яркую и энергичную. Она живет замкнуто в загородном доме и воспитывает сына Василия. Как выясняется, свой литературный дар Ольга получила не только от отца, но и от матери, которая тоже решила проявить себя на литературном поприще и уже издала сборник загадок. Некоторые из них собрал еще Шукшин.
Федосеева-Шукшина считает себя семейным человеком, но, если совместная жизнь не складывается, она всегда уходит первой. Так происходило несколько раз, когда она пыталась устроить свою жизнь с оператором М. Арановичем или с польским художником М. Межевски, который не мог смириться с тем, что в России он был известен не сам по себе, а как муж Федосеевой-Шукшиной. Потом в ее жизни появился Бари Алибасов.
Актер С. Садальский на светских тусовках любит рассказывать о том, что именно он познакомил Алибасова и Федосееву, уговорив ее отдать продюсеру лишний билетик на "Нику". Этой решило их судьбу. Алибасов очень трогательно ухаживал за Федосеевой, не скрывая и того, что он просто боготворил ее мужа, Шукшина. Так же заботливо он относился и к детям. Когда Маша родила сына, он прилетел из Тайваня с полным комплектом для новорожденного и выглядел в аэропорту как самый настоящий Дед Мороз.
Сейчас Федосеева-Шукшина и Алибасов каждый живут своей жизнью. Актриса одной из главных своих забот считает налаживание работы фонда памяти Василия Шукшина.