Четверка Libertines, без сомнения, самая громкая команда британской гитарной сцены последних лет. За свою короткую семилетнюю карьеру они нашумели на два альбома, несколько высоких музыкальных премий и целый ряд внушительных эпитетов и званий. К последним можно добавить и титул «самой молодой и многообещающей команды, почившей в расцвете лет» (оспорить который могли бы только Joy Division). К моменту выхода альбома «The Libertines» группа лишилась одного из основателей, а в декабре 2004-го и вовсе перестала существовать как единая творческая единица.
Феномен The Libertines не объясняется одним только скандальным имиджем. Эта группа предлагала нечто большее: замечательные песни, неподражаемый кураж концертных выступлений, возрождение традиций настоящего рок-н-ролла. Со времен The Clash и Sex Pistols не было еще команды, плюющей на законы шоу-бизнеса с такой высокой колокольни. Так запросто общающейся со своими
фэнами. Так безоглядно верящей в свою непогрешимость. Что ж, именно это их и сгубило. The Libertines стали еще одним названием в длинном списке коллективов, перемолотых жерновами шоу-бизнеса.
Новый альбом команды показывает, как много мы потеряли с их уходом. «The Libertines» оправдывает звание «самой значимой группы последних 50 лет» - аванс, который выдали команде еще по выходу дебютного «Up The Bracket».
По сравнению с материалом дебютника новые песни характеризуются большей музыкальностью и лиричностью - так могли бы звучать «Битлз», если бы творили под влиянием Sex Pistols. Творческий тандем Карла Барата и Пита Доэрти значительно вырос в композиторском плане. Большинство представленных на альбоме композиций - крепкие хиты, которыми не побрезговали бы и мейнстрим-радиостанции. По большому счету, здесь наберется всего несколько песен, отсутствие которых прошло бы незамеченным.
И это тем более удивительно, если принять во внимание длительность записи (10 дней) и атмосферу, царящую в студии (присутствие телохранителей, призванных разнимать Карла и Пита, увлеченных выяснением отношений). Каким образом парням
удалось-таки закончить запись - одного Богу ведомо. Исходя из этого, не стоит пенять музыкантам на сырость материала и недостаточную проработку песен. Мик Джонс - продюсер записи - выжал из них все, что мог.
«The Libertines» получился еще более личным, чем предыдущий. Его песни построены в форме диалога между Карлом Баратом и Питом Доэрти (оба считают себя вокалистами, поэтому вынуждены делить вокальные партии напополам). Слушатели, ознакомленные с состоянием дел в команде, чувствуют себя подглядывающими в замочную скважину двери, за которой ссорятся и мирятся два старых
друга.
«Can't Stand Me Now», «The Saga», «What Became Of The Likely Land» Карл и Пит посвятили друг другу в частности и делам в группе в целом. «Have we enough to keep it together? Or do we just keep on pretending (and hope our luck is never
ending...)» - спрашивает Карл в «Can't Stand Me Now». «No, I ain't got a problem / It's you with the problem» - отвечает ему Пит уже из «The Saga». «Please don't get me wrong/ See I forgive you in a song», - переходит право голоса к Карлу в «What Became Of The Likely Lads». Заключенный в названии песни вопрос повисает в воздухе и становится риторическим.
Судя по результату, The Libertines как раз из той категории музыкантов, которые творят гениальные вещи только в моменты предельного психического напряжения - каких, надо признать, у них было довольно много за последние год-полтора. Помимо трех перечисленных композиций к лучшим песням альбома можно отнести впечатляюще многообразную «The Man Who Would Be King», балладную «Music When The Lights Go Over», ёрническую «Narcissist» (со словами «за стеклами затемненных очков не увидеть красоты мира» - своеобразным ответом на известную сентенцию Джона Леннона), пропитанную духом панк-рока «Arbeit Macht Frei»
(«Труд делает человека свободным»), философскую «Road To Ruin». Интересный штрих к портрету: посвященная истории Дориана Грей «Narcissist» представляет собой натуральный чарльстон, только, естественно, в панк-обработке.
Качество работы позволяет предположить, что The Libertines вовсе не стремились записывать коммерчески успешный альбом. Куча идей, масса незавершенных зарисовок - но и они уже дают представление о масштабе таланта Libertines. Остается только предполагать, какой бомбой стала бы эта работа, посиди ребята над ней чуточку подольше. Только, наверное, тогда бы он не получился бы таким честным и искренним.
Будущее The Libertines остается туманным. Тем не менее, хочется надеяться, что «The Libertines» не станет их прощальной песней. Хотя даже тех двух альбомов, которые эти парни выпустили еще «при жизни» группы, хватит для того чтобы о них вспоминали еще много лет.