Популярные личности

Ли Страсберг

Американский актер, режиссер и руководитель актерской студии
На фото Ли Страсберг
Категория:
Дата рождения:
1901-11-17
Место рождения:
Буданов, Австро-Венгрия, США
Дата смерти:
1982-02-17
Место смерти:
Нью-Йорк, США
Гражданство:
США
Читать новости про человека
Биография

Биография

В 1951-м Страсберг стал главой членской организации профессиональных актеров, режиссеров и драматургов Actors Studio, считающейся 'самой престижной актерской школой в стране'. В 1969-м он основал Институт театра и кино Ли Страсберга (Lee Strasberg Theatre and Film Institute) в Нью-Йорке и в Голливуде, где продвигал свои методы обучения, используя основы системы Станиславского.


Вместе с режиссерами Гарольдом Клерманом (Harold Clurman) и Шерил Кроуфорд (Cheryl Crawford) он основал театральный коллектив под названием 'Group Theatre' в 1931-м, который был признан 'первым настоящим театральным коллективом в Америке'.

В 1951-м Страсберг стал главой членской организации профессиональных актеров, режиссеров и драматургов Actors Studio, считающейся 'самой престижной актерской школой в стране'. В 1969-м он основал Институт театра и кино Ли Страсберга (Lee Strasberg Theatre and Film Institute) в Нью-Йорке и в Голливуде, где продвигал свои методы обучения, используя основы системы Станиславского.

По мнению театрального критика Мэла Гассоу (Mel Gussow), Страсберга можно считать 'отцом метода актерской техники в Америке', а с 1920-х и до самой своей смерти в 1982-м Ли был 'революционером в искусстве, оказывая глубокое влияние на актерскую игру в американских театрах и фильмах'. Обосновавшись в Нью-Йорке, Ли обучал актерскому ремеслу несколько поколений и самые выдающиеся кинодарования, в том числе Энн Бэнкрофт (Anne Bancroft), Дастина Хоффмана (Dustin Hoffman), Монтгомери Клифта (Montgomery Clift), Марлона Брандо (Marlon Brando), Мэрилин Монро (Marilyn Monroe), Аль Пачино (Al Pacino) и Роберта Де Ниро (Robert De Niro).

Его бывший студент Элиа Казан (Elia Kazan) стал режиссером драмы 'К востоку от рая' ('East of Eden', 1955) с участием Джеймса Дина (James Dean

), за которую вместе с Дином был номинирован на 'Оскар'. Будучи студентом, Дин написал, что школа актерского мастерства Actors Studio была 'величайшей театральной школой и лучшим, что только может случиться с актером'. Драматург Теннесси Уильямс (Tennessee Williams), автор пьесы 'Трамвай 'Желание' ('A Streetcar Named Desire'), экранизированной Казаном, сказал об актерах Страсберга: 'Они действуют изнутри. Они передают эмоции, которые реально ощущаешь. Они дарят тебе жизнеощущение'.

Ли Страсберг – при рождении Израэль Страссберг (Israel Strassberg) – появился на свет в еврейской семье, 17-го ноября 1901-го, в Буданове, Австро-Венгрия (Budaniv, Austro-Hungarian Empire), ныне Украина (Ukraine). Он был младшим из трех сыновей Баруха Мейера Страссберга (Baruch Meyer Strassberg) и Иды Дайнер (Ida Diner).

Его отец эмигрировал в Нью-Йорк, в то время как остальные члены семьи остались жить в своей родной деревне вместе с дядей, раввинским учителем. Сначала отец, работавший прессовщиком на швейном производстве, забрал в США старшего сына и дочь, а затем, скопив достаточно денег, смог привести жену и двух оставшихся сыновей. В 1909-м большое семейство воссоединилось на Нижнем Ист-Сайде в Манхэттене (Manhattan). Юный Страсберг убегал от реальности, утопая в чтении и общаясь со своим старшим братом Залмоном (Zalmon), смерть которого от эпидемии гриппа в 1918-м настолько его шокировала, чт

о он, даже будучи круглым отличником, бросил школу.

Когда Ли познакомился с театром, он получал небольшие роли в постановках на идише, а потом вступил в один из драмклубов. В 23 года Страсберг начал обучение в театральной школе Clare Tree Major School of the Theater, которую забросил ради практики со студентами Станиславского, Марией Успенской (Maria Ouspenskaya) и Ричардом Болеславским (Richard Boleslavsky), в Американском экспериментальном театре (American Laboratory Theater). В 1931-м он помог в создании театрального коллектива Group Theatre, где разработал свой метод актерской техники, многим обязанный русскому театральному режиссеру.

В 1949-м Ли приступил к работе в Нью-йоркской школе актерского мастерства Actors Studio, в 1951-м взяв на себя обязанности ее художественного руководителя. Прежде чем попасть к Страсбергу, Джек Николсон (Jack Nicholson) прошел пять прослушиваний, Дастин Хоффман – шесть, а Харви Кейтель (Harvey Keitel) – одиннадцать. После каждого отказа кандидат должен был ждать, как минимум год, чтобы повторить попытку. Только Мартин Ландау (Martin Landau) и Стив Маккуин (Steve McQueen), единственные из двух тысяч претендентов, попали в школу с первого раза.

В 1962-м одна из самых успешных учениц Страсберга, 36-летняя Мэрилин Монро, предположительно, покончила с собой. Как-то Страсберг заявил, что из всех актеров, с которыми он работал, Монро была той, ч

то стояла выше всех остальных, уступая только Марлону Брандо. Кстати, она завещала своему учителю большую часть своего состояния. В 1966-м Ли основал Actors Studio West в Лос-Анджелесе, а через три года открылся Институт театра и кино Ли Страсберга. В 1974-м, по предложению своего бывшего студента Аль Пачино, Страсберг исполнил ключевую роль второго плана, Хаймана Рота, в фильме 'Крестный отец-2' ('Godfather II'), а затем в 1979-м согласился исполнить роль Сэма Киркланда в триллере 'Правосудие для всех' ('...And Justice for All').

Он был женат три раза: на Норе Крекон (Nora Krecaun) с 1926-го по 1929-й, оставившей его вдовцом; на актрисе Поле Миллер (Paula Miller) с 1934-го 1966-й, умершей от рака; и на Анне Мизрахи (Anna Mizrahi) с 1967-го по 1982-й, вплоть до своей смерти. Миллер подарила ему дочь Сьюзан (Susan) и сына Джона (John), а третья жена – сыновей Адама (Adam) и Давида (David).

Ли Страсберг умер от сердечного приступа, в Нью-Йорке, 17-го февраля 1982-го, в возрасте 80-ти лет. За день до его внезапной смерти он был официально уведомлен о том, что будет введен в Американский театральный зал славы (American Theatre Hall of Fame).

Казан в своей автобиографии написал о Страсберге: 'Он нес в себе ауру пророка, мага, знахаря, психоаналитика и внушающего страх отца еврейского дома… Он был силой, объединявшей тридцать с лишним членов театра вместе, и делал это неизменно'.



Поделиться: