С 1894 — соредактор журнала «Вопросы философии и психологии». С 1899 — председатель Московского психологического общества.
Родился в Москве 1 июня 1855. В 1875 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. После окончания университета был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. С 1885 — приват-доцент, а с 1892 — экстраординарный профессор университета. Защитил в 1
886 магистерскую и в 1891 докторскую диссертации. С 1894 — соредактор журнала «Вопросы философии и психологии». С 1899 — председатель Московского психологического общества. Основной философский труд Лопатина — Положительные задачи философии, в который вошли его магистерская (Область умозрительных во
просов) и докторская (Закон причинной связи как основа умозрительного знания действительности) диссертации. Среди наиболее серьезных работ Лопатина — Вопрос о свободе воли (1889), Критика эмпирических начал нравственности (1890), Научное мировоззрение и философия (1903), Настоящее и будущее философи
и (1910), Спиритуализм как монистическая система философии (1912). Умер Лопатин в Москве 21 марта 1920.
Лопатин определял собственную систему как конкретный спиритуализм или персоналистическую метафизику. Он разделял вывод своего друга Вл.С.Соловьева о кризисном состоянии европейской философии вто
рой половины 19 в. Лопатин видел причину в отказе современной философии от онтологизма и в превращении ее в «служанку» уже не богословия, а науки. Опыт отрицания метафизической традиции (прежде всего в позитивизме) оказался чреват утратой философским знанием подлинной самостоятельности и даже иденти
чности. Лопатин по сути ставил и решал задачу «возрождения» метафизики, но с учетом реальных «догматических» иллюзий прежних метафизических систем. Метафизическое знание, в его трактовке, существует в двух вариантах: ориентированном на рациональное обоснование неопытных истин (онтология разума) или
основанном на вере в некоторые логически не доказанные принципы (онтология веры). Примером метафизики веры, по Лопатину, являются разнообразные материалистические системы. Материализм не выдерживает логической проверки, т.к. сама идея материи противоречива и при наиболее последовательном развитии ли
шает действительность реального качественного многообразия жизненных форм, превращая мир в «бездушный механизм».
Классическими типами онтологии разума Лопатин считал рационалистические системы Спинозы и Гегеля. Признавая философское значение европейского рационализма, он, тем не менее, полагал, чт
о и на этом пути невозможно достичь действительного понимания отношения идеального и реального, абсолютного и индивидуального, поскольку рационализм «подменяет» реальные отношения и связи — логическими. Лопатин вводит понятие «творческого ума», который только и способен понять природу сущего, действ
уя совместно с разумом «рефлексивным». Истинно же сущим должен быть признан дух, и сделать это доказательно в состоянии лишь спиритуалистическая философия. Последняя опирается на самое реальное для человеческой личности, на ее «трансцендентную основу», которой является дух человека, его сознающее «я
». Решительно отвергая солипсизм, Лопатин считал возможным перейти от принципа «духовности» отдельного человека к признанию реальности «чужой одушевленности» и далее к «трансцендентному предположению» о духовности мира в целом («дух и только он есть общая субстанция всякой реальности в любых формах»
Универсальная духовность бытия, по убеждению Лопатина, позволяет признать реальность человеческой свободы, а вместе с ней возможность подлинно нравственных и подлинно творческих действий. Спиритуалистическая онтология не допускает перенесения механических закономерностей в область духовных явле
ний, а ведь именно они составляют суть бытия. Поэтому у человека нет оснований отрекаться от убеждения в свободном характере своего нравственного выбора и творческих усилий. По поводу вопроса о реальном единстве сознания Лопатин полемизировал с Вл.С.Соловьевым. Последний считал необоснованным картез