В декабре 2010 года Wal-Mart, крупнейший ритейлер в мире, закрыл свой офис в Москве. Американский гигант много лет пытался выйти на российский рынок, но теперь отступил. Впрочем, американцы эффектно хлопнули дверью. С октября 2011 года пост вице-президента Wal-Mart займет экс-глава X5 Retail Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель", "Копейка") Лев Хасис, которого считают едва ли не самым выдающимся менеджером в российской розничной торговле.
Для того чтобы понять, как высоко поднялся Лев Хасис, достаточно сказать несколько слов о Wal-Mart. Американская компания, основанная в 1962 году, на данный момент является крупнейшей частной публичной корпорацией в мире по размеру выручки: она превышает 400 миллиардов долларов в год. Настоящий небоскреб в мире торговых сетей, Wal-Mart объединяет более 8000 магазинов в 15 странах мира.
Масштабы бизнеса американской компании легче оценить, если вспомнить, что она является крупнейшим работодателем в частном секторе на планете. Назначение Хасиса на пост вице-президента в махине, где работает более 2 миллионов человек - это все равно как если бы руководитель одной из районных управ Москвы был назначен на пост вице-президента США. Короче говоря, выдвижение российского менеджера на топ-позицию в компании масштаба Wal-Mart - случай уникальный.
В головном офисе Wal-Mart в Бентонвилле (штат Арканзас, США) Лев Хасис будет отвечать за интеграцию приобретенных сетей, сменив в новой должности Джона Адена, который занимал пост старшего вице-президента по международным операциям Wal-Mart с 2007 по 2010 годы. По словам Хасиса, бывшего самым высокооплачиваемым менеджером России в несырьевом секторе, на новой работе он получит достойную зарплату, хотя и меньше той, что платила ему Х5 (около 2 миллионов долларов в год).
Хасис утверждает, что его назначение напрямую не связано с тем, что отечественный рынок все еще интересен американскому гиганту. Но то, что за международные операции Wal-Mart будет отвечать человек с опытом работы исключительно в России, недвусмысленно намекает на обратное.
По условиям контракта с Х5 Retail Хасис не имеет права до 1 июня 2012 года работать с конкурирующими компаниями в России. Однако топ-менеджеру, добившемуся успеха на одном из самых динамично развивающихся рынков мира, в Wal-Mart и так будет чем заняться. Российский опыт Хасиса пригодится ему и в Америке, ведь он как никто другой умеет вести наступление на развивающемся рынке - а это направление становится приоритетным для Wal-Mart. Лидером рынка в России X5 стала как раз благодаря самому масштабному в отрасли слиянию, в организации которого Хасис принял активное участие. И у американцев был шанс почувствовать хватку Хасиса на собственной шкуре.
Wal-Mart почти десятилетие безуспешно пыталась закрепиться в России через покупку местного игрока. Компания успела переговорить почти со всеми крупными ритейлерами, но так и не добилась результата.
Слухи о том, что американцы приняли решение выйти на российский рынок, появились еще в начале 2000-х годов, однако лишь в 2008 году была зарегистрирована компания ООО "ВМ истерн юроп холдингз, ЛЛК", которая изучала российский рынок. Долгое время у ООО не было даже руководителя, а когда он наконец появился, то все закончилось курьезом: гендиректор российского Wal-Mart уволился из компании, так и не дождавшись решения головного офиса о начале экспансии в Россию.
Год спустя Wal-Mart закрыл свое российское представительство, что, впрочем, было ожидаемо. Аналогичным образом поступила французская сеть Carrefour. Крупнейший ритейлер Европы и конкурент Wal-Mart свернул операции в России, не продержавшись и полугода. Руководство Carrefour объяснило свое решение тем, что не видит на рынке перспективных объектов для поглощения. Их коллеги из Wal-Mart могут подписаться под этим заявлением.
"Так как мы решили входить на рынок через приобретение, а не через органическое развитие, а в среднесрочной перспективе очевидного варианта для поглощения нет, экономического смысла поддерживать функционирование московского офиса мы не видим", - заявил тогда глава Wal-Mart International Даг Макмиллан, не забыв добавить, что компания продолжит изучать возможности входа на российский рынок.
Прикрыть российскую лавочку Wal-Mart решил после того, как сорвались переговоры о покупке российской сети "Копейка". И увел из-под носа у американцев единственный подходящий для Wal-Mart актив именно Лев Хасис: "Копейку" купила X5 Retail Group.
Лев Хасис, по мнению российских СМИ, является самой влиятельной фигурой в российской розничной торговле. Хасис руководил созданием крупнейшего в России продуктового ритейлера Х5 Retail Group, который возглавлял с 2006 года по июнь 2011-го, и на протяжении последних четырех лет был главой российской Ассоциации компаний розничной торговли. Недаром исполнительный директор АКОРТ Илья Белоновский назвал уход Хасиса "серьезной потерей для отрасли", не забыв, впрочем, добавить, что "в этот великий день мы испытываем очень большую гордость за отечественный ритейл".
На самом деле, 45-летний Хасис пришел в торговлю будучи уже состоявшимся менеджером в авиации. Выпускник Самарского авиационного института, поработавший вице-президентом АвтоВАЗбанка, на авиационном заводе "Авиакор" (производитель Ту-154 и Ан-140) с должности арбитражного управляющего "дослужился" до президента.
Хасис уверен, что о прошлом нельзя говорить с сожалением - все, что ни делалось, было к лучшему. "Вчерашний день не изменишь, менять можно только завтрашний", - уверен менеджер, который в конце 1990-х, когда контроль над "Авиакором" получила группа Олега Дерипаски, переключился на розничную торговлю, не сумев договориться с новым собственником завода.
С владельцем "Альфа-групп" Михаилом Фридманом, своим новым работодателем, Хасис познакомился еще в "Авиакоре", поскольку одновременно занимал пост вице-президента Альфа-банка, кредитовавшего завод. Как признавался Хасис, именно речь Фридмана о перспективах розничной торговли оказала на его дальнейшую карьеру самое большое влияние. С конца 1999 года Хасис занимался только тем, что касается розницы.
При этом Хасис известен не только в качестве менеджера, но и как довольно успешный предприниматель. Работая в X5, Хасис вел и собственные проекты: он является создателем (вместе с Аркадием Новиковым) и совладельцем сети премиальных супермаркетов "Глобус гурмэ", которой, впрочем, так и не удалось обойти конкурента - "Азбуку вкуса". Неудачей завершился запуск Хасисом в Москве гастрономического бутика Fauchon, зато сделки по купле-продаже контрольных пакетов акций ЦУМа и ГУМа были успешны.
"Нехорошо говорить в сослагательном наклонении, но, может быть, я бы гораздо больше заработал, занимаясь своим собственным бизнесом. Но я ни о чем не жалею. В X5 Retail Group у меня появилась возможность удовлетворять свои амбиции с точки зрения управления большой системой", - писал Хасис в журнале Forbes, поясняя, почему он раз за разом выбирал в своей карьере путь менеджера, а не бизнесмена.
Фридман в конце 1990-х как раз начал развивать розничный бизнес - сеть "Перекресток", а Хасис, перебравшись в Москву, стал сначала членом совета директоров компании, а затем его председателем.
В 2004 году Хасис вел переговоры с "ЮКОСом" о покупке половины розничной сети "Копейка", но тогда его опередил "Уралсиб", настолько стремительно решившийся на покупку этой сети, что выхватил компанию практически из-под носа у "Перекрестка". Хасис пытался выкупить вторую половину "Копейки", но и здесь его опередил "Уралсиб", ставший к 2006 году единоличным владельцем компании. Зато Хасису и команде "Альфа-групп", набившим к тому времени руку на скупке мелких региональных ритейлеров, удалось договориться о слиянии "Перекрестка" с сетью дискаунтеров "Пятерочка", которая принадлежала Андрею Рогачеву.
Переговоры с "Пятерочкой" шли более двух лет, но овчинка стоила выделки. В 2006 году "Пятерочка" и крупнейшая сеть супермаркетов "Перекресток" объединились в холдинг X5 Retail Group, ставший лидером рынка. Крупнейшим акционером X5 стала "Альфа-групп" с 48 процентами акций.
Хасис, получивший после слияния почти 2 процента акций X5, был назначен главным исполнительным директором объединенной компании. Выстраивание бизнеса давалось ему нелегко, поэтому в статьях о Х5 его часто называют жестким менеджером, едва ли не деспотом. Бывшие менеджеры компании, вспоминая порядки, введенные Хасисом, рассказывали, что в Х5 увольняли людей лишь за то, что они не хотели петь корпоративный гимн ("Вперед, Х5, вперед! Весь мир нас ждет!"). Хасис, впрочем, уверен, что именно корпоративная культура, которую ему удалось создать, привела к появлению одной из лучших команд менеджеров на рынке, главной звездой которой стал сам Хасис.
С 2006 года капитализация X5 Retail Group выросла в 11 раз (с 1 до 11 миллиардов долларов), а выручка - более чем в 4 раза (с 2,8 до 11,2 миллиарда долларов). Хасис вошел в "президентский" список кадрового резерва, а X5 - в список системообразующих предприятий страны. Именно в "Перекресток" Владимир Путин приезжал разведать цену на сосиски, именно для X5 в кризисном ноябре 2008 года ВТБ открыл кредитную линию на 7 миллиардов рублей. Все остальные ритейлеры едва смогли получить столько же всем скопом.
Процесс консолидации "Пятерочки", "Перекрестка", а потом и гипермаркетов "Карусель" в Х5 длился почти три года, после чего Хасис закончил то, что не смог сделать ранее. В 2010 году Х5 купила "Копейку" за рекордные для российского рынка 1,65 миллиарда долларов, закрыв выход на российский рынок для Wal-Mart, а в начале 2011 года Хасис уволился. X5 понадобилась смена полководца на менеджера, который сможет теперь постепенно развивать созданную Хасисом компанию.
Похоже, строчка "Весь мир нас ждет!" из гимна Х5 была написана будто специально под Хасиса. В глобальной Wal-Mart найти применение своим уникальным навыкам Хасису будет куда проще, чем в России, которую он перерос.