Искусство Яначека на закате его жизни встречает всеобщее признание в Германии, Англии и Америке. Он преподаёт в пражской консерватории, получает много наград. Но ни слава, ни чины, ни признание не меняют его характера, индивидуальности и склонностей.
Преклонение перед природой, нежная любовь к отчизне и своему народу - неотступные спутники выдающегося композитора.
Леош Яначек, один из наиболее интересных представителей чешской музыки, родился в 1854 году в Гуквальдах у силезской границы. Отец его происходил из учительской семьи, мать - из семьи ткачей. Детство композитора связано с этим лесисто-холмистым краем. Семья Леоша жила в бедности, так как у отца Яначека, провинциального учителя, было четырнадцать детей. С одиннадцати лет мальчик начинает зарабатывать на хлеб, поступив в хор одной из церквей города Брно. Затем он работает помощником учителя, органистом, а позднее учителем. Учёбу Яначек продолжает в Лейпциге и Вене. К этому времени, около 1880 года, он уже известен своими хоровыми произведениями, сочинениями для струнных оркестров, скрипичными и фортепьянными сонатами, а также песнями. Яначек пишет теоретические статьи, редактирует сборники моравских народных песен. Творческая деятельность Яначека развёрстывается в полную силу в начале 1900-х годов, когда ставится его опера "Енуфа" ("Её падчерица"), успех которой вдохновляет композитора на дальнейшее творчество. Значительный интерес представляют оперы Яначека "Начало романа" (написана ещё до "Её падчерицы"), а также "Судьба".
Появляется его песенный цикл "Дневник пропавшего", исполняется оркестровая рапсодия "Тарас Бульба", с огромным успехом ставятся оперы "Катя Кабанова" и "Лисичка-плутовка". К числу выдающихся произведений композитора принадлежат также кантата "Амарус", фортепьянный цикл "По мшистой тропинке", симфоническая поэма "Бланикская баллада", первый струнный квартет, написанный под влиянием "Крейцеровой сонаты" Толстого, квинтет "Юность" для духовых инструментов, Древнеславянская месса, симфониетта и несколько квартетов. Последняя опера Яначека "Из мёртвого дома" написана на тему "Записок из мёртвого дома" Достоевского.
Искусство Яначека на закате его жизни встречает всеобщее признание в Германии, Англии и Америке. Он преподаёт в пражской консерватории, получает много наград. Но ни слава, ни чины, ни признание не меняют его характера, индивидуальности и склонностей.
Преклонение перед природой, нежная любовь к отчизне и своему народу - неотступные спутники выдающегося композитора.
12 августа 1928 года смерть прервала его жизнь и работу.
Яначек - личность нового типа в истории чешской музыки. Его биографы, наиболее глубокие знатоки творчества композитора, работавшего во всех областях музыки, в один голос утверждают, что его творчество совершенно уникально. Способ выражения и темы у него сугубо индивидуальны, стиль неподражаем. Отмечают и то, что Яначек - характерно реалистический композитор, всегда выражавший правду жизни. "Музыка его полнокровна, сгущена, вся она - движение, ибо обращена к непрерывно изменяющейся жизни, свету. Это здоровая, кипящая и захватывающая музыка". В темпераменте Яначека проявлялись драматические черты. Этим объясняется, что Яначек с такой любовью относился к сцене, в чём композитору помогало его проникновенное изучение речи людей. В своей музыке он не раз удачно использует мелодийные элементы интонаций повседневного языка. Один из его критиков метко определяет, что исходной точкой новаторского стиля музыкальной драмы Яначека было изучение живой человеческой речи. "Речевые интонации служат ему указателем реалистической подлинности музыкальной речи".
Особенно ярко выступает эта черта в лучшей музыкальной драме Яначека "Катя Кабанова". Основой для этой оперы композитору послужила драма крупнейшего русского драматурга Островского "Гроза".