Французский режиссер Леос Каракс – человек скрытный и загадочный. Он не любит появляться на публике, давать интервью и вообще ведет себя очень странно. В то же время авторитетное французское издание 'Les Cahiers du cinéma' уверяет, что Каракс один из самых гениальных кинематографистов из ныне живущих. Выросший на фильмах 'новой волны' и немом кино, режиссер создает свои совершенно необычные метафизические фильмы.
Леос Каракс (настоящее имя Алекс Дюпон) появился на свет во французском городке Сюрен 22 ноября 1960 года, в семье американки и француза. По его словам, его дедушка и бабушка были родом из Одессы и эмигрировали в начале века в США. Имя Леос Каракс – это анаграмма, которая составлена из его имени Алекс и 'символа фабрики грез' Оскара.
В 16 лет Леос бросил школу и поселился в Париже, где стал посещать Французскую синематику и слушать лекции о кино в университете Новая Сорбонна. В это же время он начал писать статьи
для известного киноиздания 'Les Cahiers du cinéma' и снимать первые короткометражки.
По признанию Каракса, он принадлежит к числу режиссеров-синефилов, которые никогда не обучались работе кинематографиста, а черпали знания, просматривая огромное количество фильмов. После переезда в Париж он серьезно увлекся немым кино, которое лучше всех, по его мнению, снимали российские и американские режиссеры. Однако более близкими по духу ему были представители французской 'новой волны', оказавшие наибольшее влияние на его творчество.
В 2
лет Леос перестал смотреть кино, так как ничего нового для себя уже не находил. В 1977 году вышла его первая короткометражка 'La fille rêvée', а в 1980 году вторая 'Strangulation Blues'.
С 1980 года на постоянной основе Каракс начал работать критиком в журнале 'Les Cahiers du cinéma'. Одновременно он изучал практику и историю мирового кино и снимал короткометражные работы. Серьезно заняться кинематографом его уговорил один из ведущих критиков издания.
Первый полнометражный фильм Каракса 'Парень встречает девушку' (
1984) прошел для широкой публики незаметно и был воспринят скорее как талантливая заявка на будущее творчество. Главные роли в картине исполнили актриса Лео Мирей Перье и малоизвестный актер Дени Лаван, ставший альтер-эго режиссера.
Известность в Европе Караксу принесла его вторая лента 'Дурная кровь' (1986). Эта своеобразная картина-фантазия, выполненная в атмосфере повышенной нервозности и эмоциональности, рассказывает о таинственной болезни, которая поражает людей, разучившихся истинно любить. Главный геро
Алекс (в исполнении все того же Лавана) тщетно пытается найти опору в любви, но таинственная Анна не отвечает на его чувство.
Фильм получил невероятный успех у киноэлиты, представители которой назвали Каракса 'золотым парнем конца 80-х'. Они хотели увидеть в нем представителя новой 'новой волны', но режиссер ясно дал понять, что не причисляет себя ни к какому направлению. Он заявил, что более близок к режиссерам-экспериментаторам, таким как Бенекс и Бессон, и их в шутку стали называть Би-Би-Си.
Картина 'Любовники с Нового моста' (
991) стала последней в негласной трилогии об Алексе. Как и в предыдущей работе, главные роли в фильме исполнили Дени Лаван и Жюльет Бинош. Фильм был снят в духе парижского романа и рассказывает о слепнущей художнице и бродяге, зарабатывающем на жизнь цирковой акробатикой. Картина вызвала противоречивые отзывы в прессе. Одни критики восхваляли ленту, другие начисто отрицали ее значение. Тем не менее она стала знаковым событием в европейской кинокультуре. Жюльет Бинош, которая к тому времени была любовницей и музой Каракса, получила зв
ание Лучшей европейской актрисы.
После выхода последней работы Леос Каракс заявил, что потерял интерес к кино и больше не будет снимать фильмы. Но этого намерения он не выполнил. Через 8 лет на суд зрителей в Каннах он представил свой новый фильм 'Пола Икс' (1999), главную роль в котором исполнила его новая муза Екатерина Голубева. Картина является вольной интерпретацией романа 'Пьер, или Двусмысленности' Г. Мелвилла, а также пронизана мотивами произведения 'Подросток' Достоевского.
Фильм представляет собой метафорическое, подчас ш
кирующее, глубоко личное творение о непростом состоянии человека в современном мире. Совершенно не понятый ни зрителем, ни критиками, он с треском провалился в прокате. Каракс сказал лишь, что 'похоже делает фильмы для исчезнувших людей'.
В 2008 году Каракс снял историю 'Дерьмо' для проекта 'Токио!', а в 2012 году выпустил первый после двенадцатилетнего перерыва фильм 'Корпорация Святые моторы'. Эту картину он посвятил своей возлюбленной Екатерине Голубевой, которая трагически скончалась в возрасте 44 лет. Вме
сте они прожили 10 лет.
Фильм представляет собой двухчасовую фантасмагорию о мужчине, путешествующем из одной жизни в другую. Он ездит по Парижу, легко меняя декорации, грим, врагов и любимых, может стать и любящим отцом, и жестоким убийцей. Сюжет в картине уловить сложно. По словам Каракса, это фильм-ощущение, фильм-образ, который был снят под действием усталости от самого себя.
На показе в Каннах картина вызвала невероятный восторг у аудитории. Критик Антон Долин назвал фильм 'забавной и горькой, нелепой и счастливой, логичной и
бсурдной картиной', отметив, что 'это два часа невероятной свободы'. Американские издания также расхвалили кинофантазию Каракса. Так, авторитетная 'The New York Times' включила 'Святые моторы' в десятку лучших фильмов года.
Леос Каракс все же решил не бросать кино, хотя режиссером себя не считает. Если бы у него появился шанс получить новую жизнь, он бы стал композитором и занимался исключительно музыкой. По словам Каракса, в этой жизни музыка его не любит, поэтому все, что ему остается – создать такой фильм, который и будет музыкой