Инженер путей сообщения, учёный в области механики и мостостроения, профессор, директор Петербургского института инженеров путей сообщения ИИПС (1901 - 05).
Родился в Ижевске. Окончил курс в 1-й казанской гимназии (1862) и в Казанском университете по физико-математическому факультету (1866), а 1871 г. Институт инженеров путей сообщения. Первые годы работы прошли на Киево-Брестской и Моршанско-Брестской ж.д. Затем - работа инженером по техническим занятиям в Технико-инспекторском комитете железных дорог.
В сентябре 1876 г. по решению Конференции ИИПС Николаи приглашен репетитором параллельных классов, а в 1880 г. избран экстраординарным профессором по кафедре "Строительное искусство" по отделу "Мосты".
Одновременно со службой в Институте занимал технические должности в центральном управлении министерства путей сообщения, где до 1892 г. - состоял членом инженерного совета министерства путей сообщения.
В марте 1883 г. Л.Ф. Николаи назначен членом Временного Управления казенных железных дорог, но оставлен и на должности профессора Института. Он принимал участие в работах по строительству Екатеринославской ж. д. и моста через р. Днепр.
В 1901 г. был избран заслуженным ординарным профессором, а в декабре того же года назначен директором ИИПС. В этой должности Леопольд Федорович проработал пять лет.
По инициативе Л.Ф. Николаи Советом Института был принят новый демократический порядок-избрание ректора, проректора и секретаря Совета тайным голосованием. С этого времени на Совет Института возлагалась полная ответственность не только за приведение выборов дирекции, но и за "нормальный ход" учебных занятий.
Много внимания уделял совершенствованию учебного процесса. При нем были открыты четыре новых лаборатории: электротехническая, гидротехническая, аэромеханическая и паровозная, а действовавшие лаборатории - существенно пополнены новым оборудованием. Научная деятельность ученого была связана с вопросами определения максимального сгибающего момента от действующих на балку сосредоточенных подвижных грузов, о давлении земли на подпорные стены, о сопротивлении трубы сплющиванию, об определении напряжений в частях мостовой фермы. Кроме того, им создан курс мостов (1895).
Главные его труды: "Определение опасного положения неизменно связанных грузов на мостовой балке" (1877), "Определение абсолютного наибольшего момента при действии на балку подвижных грузов и сплошной нагрузки" (1888), "Мосты" (1901), "Об опасном положении нагрузки при сосредоточенных грузах" (1892), "К вопросу о сопротивлении продольному изгибу сжатых раскосов в решетчатой ферме" (1897), "Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России" (1898), "Неразрезные трехшарнирные арочные фермы" (1899), "Определение усилий в безраскосных-балочных фермах с жесткими узлами" (1904), "К вопросу об определении в горизонтальных связях мостовых ферм" (1906).
Ученый внёс большой вклад в развитие отечественной школы мостостроения. Им опубликовано 27 актуальных научных работ, ряд классических учебных пособий по курсу мостов, которые являлись руководствами не только для студентов, но и для инженеров-проектировщиков мостовых конструкции. Он принимал участие в строительстве Троицкого моста в Петербурге (1903), других мостов и сооружений.
Л.Ф. Николаи умер в Петербурге, состоя на службе. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Совет Института увековечил его память, присвоив его имя чертежному залу. Учреждена медаль Николаи для инженеров.
1. Лукин А.П. Выдающиеся русские мостовики XIX ст.//Военно-транспортная академия Вооруженных Сил. Л., 1949;
2. Никифоров С.Н. Участие русских ученых XIX в. в разработке основных положений сопротивления материалов //Вестник Московского университета. 1948. N 10;
3. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
4. Зензинов Н.А, Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1990.