Новый руководитель «Азбуки-Аттикус» — о различии между издательствами, переманивании авторов и конкуренции.
В издательской группе «Азбука-Аттикус», в состав которой входят «Азбука», «Иностранка», «КоЛибри» и «Махаон», сменился гендиректор. На эту должность назначен Леонид Шкурович. С новым руководителем одного из крупнейших российских издательств поговорила обозреватель «Известий»
Что изменится в издательской группе «Азбука-Аттикус» с вашим приходом?
— «Азбука-Аттикус» — универсальный издательский холдинг, в котором на базе единых стандартов ведения бизнеса успешно работают несколько специализированных подразделений. Я займусь усиливанием дифференциации этих подразделений.
«Махаон» продолжает специализироваться на детских книгах, направление «Азбуки» — качественная художественная литература. «Иностранка» будет неминуемо пересекаться с «Азбукой». Внутренняя конкуренция должна существовать, но не за конкретных авторов, а за внимание читателя. Один из ближайших ярких проектов «Иностранки» — новый, взрослый, роман Джоан Роулинг.
В издательской группе часто происходят кадровые изменения, уходят люди далеко не последние для отечественного книгоиздания. Только что создатели «Азбуки» начали новый самостоятельный проект. Что не так с "Аттикусом"?
— Среди основных создателей «Азбуки» были и те люди, что и сейчас продолжают успешно работать в «Азбуке-Аттикус» на первых ролях. Часть создателей действительно ушла. Я от всей души желаю успеха их новой инициативе.
Раньше вы работали в издательстве ЭКСМО. Сейчас ЭКСМО, объединившись с АСТ, может продолжить свою экспансию. А не связано ли с этим и ваше назначение?
— Я точно никак не намереваюсь привести «Азбуку-Аттикус» к слиянию с ЭКСМО, да и конкурировать с ЭКСМО не собираюсь. Это категорически расходится с моими планами. Мои задачи — создать в издательстве творческую атмосферу, более точно управлять проектами.
Я искренне считаю, что на российском рынке фактор конкуренции между издательствами не является решающим. Если книги высокого качества и до читателя будет грамотно и интересно донесена информация о них, объем рынка вполне может и возрасти.
А писателей будете переманивать, того же Пелевина?
— Пелевина переманивать бессмысленно. У него есть агент, который принимает решения, связанные с тем, где ему публиковаться. Издательство должно создавать автору такого масштаба определенный комфорт в отношениях и в сотрудничестве. Если ЭКСМО будет профессионально выполнять свою часть работы, как бы я ни пыжился, мне переманить никого не удастся.
А других авторов?
— Эта тема переманивания авторов, была в первую очередь характерна для издательской группы АСТ, идеология которой теперь, после объединения с ЭКСМО, неминуемо поменяется.
А новых авторов будете находить?
— У нас сейчас в «Азбуке» в подготовке, например, роман Антона Понизовского, которого знают как талантливого журналиста, много лет работавшего на НТВ. Будут попадаться яркие вещи, будем их издавать.
Ждет ли нас возрождение интеллектуальной литературы. Или нам смириться, что вы издадите, то мы и получим?
— Есть рынок, и он сегментирован. Среди западных бестселлеров имеется значительное количество книг, которые под понятие «качественные» очень даже подпадают. Если говорить о нон-фикшн, то у нас выходят, например, «Черный лебедь» Насима Талеба и «Бог как иллюзия» Ричарда Докинза, являющиеся эталонами.
Но на Западе круг востребованных авторов уже существует. Будете ли вы участвовать в формировании подобной среды?
— У нас ведь есть же, к примеру, Бенедикт Михайлович Сарнов, в ЭКСМО мы успешно издавали его 4-томник «Сталин и писатели». Я начинал с ним проект книги о Солженицыне, которая скоро выйдет. Он высочайшего класса литературовед, его книги при этом покупают и читают. Я бы с удовольствием поискал подобные проекты для издательской программы «Азбуки-Аттикуса».
Но Сарнов — представитель старой школы. Кстати, можете не отвечать, но интересно, каковы примерно гонорары такого автора?
— Это процент с продажи. Не хочется копаться в чужом кармане, но если книга успешна и продана тиражом 10 тыс. экземпляров, автор в данном сегменте рынка вполне может рассчитывать на гонорар в 200-300 тыс. рублей. Я не стал бы обсуждать, много это или мало, я назвал бы такой гонорар справедливым.
А сейчас, в «Аттикусе», столько могут платить автору нон-фикшн?
— Нам всем тяжело сейчас платить высокие авансы, это действительно так. Потому что оборачиваемость капитала на книжном рынке снижается. Либо надо оставлять только проекты, которые будут обеспечивать быстрый возврат инвестиций, либо нужно быть уверенными в себе, и делать насыщенную универсальную программу. Я собираюсь издавать самые разные книги, буду искать гармонию.
Но есть одно условие: эти книги должны иметь очень четкую адресацию. «Интересная книжка, и мне понравилась, и все соседи по общежитию с удовольствием прочитали», — так не хочется. Я точно не собираюсь уходить из сегмента изданий, которые требуют длительной и затратной подготовки.
«Длительная и затратная подготовка» - это сейчас редкость.
— Я не считаю что качество, которое достигается в том числе настойчивостью и финансированием, — это ущербная позиция в нынешних условиях рынка. Качество – это конкурентное преимущество. И если автор принес хорошую книгу, а ее неправильно издали, это преимущество девальвируется.
У владельца «Аттикуса» очень тонкий вкус и слух, и он со своей стороны тоже не даст мне расслабиться. Он хотел бы видеть очень качественную издательскую программу: культурологическую, гуманитарную.
Это вы об Александре Мамуте?
— Да. Он всячески лоббирует умные и важные книги. И при этом реалистично оценивает их рыночный потенциал, что очень важно.
Он не так давно купил книготорговую сеть, но не в Москве, а в Лондоне. Можете за него ответить, почему?
— Я могу только предполагать. За него ответить не могу. Предполагаю, это исключительно бизнес решение. Он профессиональный глобальный инвестор, и если на рынке появляются интересные предложения, он принимает решения о целесообразности инвестиций. Мне лично жаль, что в Москве подобных предложений нет и вряд ли появятся в ближайшем будущем.
Насколько владелец «Аттикуса» влияет на издательскую политику?
— Владелец фактически в управлении бизнесом не участвует. У «Азбуки-Аттикуса» собственник внимательно наблюдает за деятельностью компании, относясь к ней не как к игрушке, а как к бизнесу. И ему понятно, что за последнее десятилетие бизнес-среда в стране и в книжной отрасли претерпела огромные изменения. И он, естественно, хочет, чтобы его компания этим изменениям соответствовала.
Но на читателя трудно ориентироваться, он часто и позывных-то никаких не передает. Издатели расслабляются, и не выпускают никакой интеллектуальной литературы. Может ли эта ситуация как-то измениться?
— Принципиально она не поменяется. Хотя мне кажется, что грань между интеллектуальной и коммерческой литературой слишком размыта.
К примеру, прошедшая экспертную оценку научно-популярная книга по физике: заплатить автору, тщательнее издать...
— Про «заплатить» я уже высказал свою позицию. А что касается примеров, мне сразу приходит на память книга Кирилла Еськова по палеонтологии. Книга о Солнечной системе Александра Громова, блестящего писателя, и известного ученого-физика.
Этих примеров явно недостаточно: издатели не готовы?
— А никто не готов. Тот же Докинз — абсолютный self-made man, его книжный успех основан на работоспособности и умении рассказать о своих идеях и открытиях. Все западные гуру всегда должны были доказывать налогоплательщикам, что те не зря платят деньги на поддержку науки.
Но надо ведь начинать выращивать таких авторов.
— У меня пока, к сожалению, нет готового рецепта.