раньше газеты писали "Пташка - виртуоз джаза". Сейчас постепенно перешли на "Пташка - гений".
Известный джазмен, пианист и композитор Леонид Пташка родился в Баку в 1965 году. С четырнадцати лет выступает на профессиональной сцене. Закончил Московский институт имени Гнесиных. За плечами этого молодого еще музыканта - интенсивная концертная деятельность с сольными фортепианными программами в крупнейших залах мира, выступления на международных форумах джазового искусства.
Леонид Пташка гастролировал в Югославии, Германии, Франции, Италии, США и России. Репатриировавшись в Израиль, Леонид сразу вошел в когорту лучших джазменов страны. Он стал основателем международного джазового фестиваля, преподает в ведущих музыкальных академиях Израиля. Пташка является художественным руководителем им же созданного джазового моста Россия - Израиль.
- Леня, мы сегодня, как говорится, всем миром готовимся отметить 25-летний юбилей вашей творческой деятельности. Позвольте поинтересоваться, в каком же возрасте вы впервые вышли на сцену?
- В шесть лет, если не ошибаюсь. Джаз, правда, тогда я еще не играл. Но на сцену вышел с импровизацией. И люди пришли послушать меня именно потому, что исполнял я не классическую музыку в привычном детском варианте, а импровизировал. Это был первый концерт, в котором я участвовал. И концерт получился по-настоящему классным! Ну а если серьезно, то, конечно, смешно говорить всерьез о 25-летии моей джазовой карьеры. Просто я решил собрать друзей, поиграть и доставить людям удовольствие.
- Судя по столь раннему дебюту, вы росли в музыкальной, артистической среде?
- Вовсе нет...
- Просто я подумал, извините, что вам кто-то протекцию организовал...
- Моя мама преподавала в школе русский язык и литературу, папа - авиаинженер.
- То есть, заниматься музыкой вам было гораздо приятнее, чем гонять мяч или дергать за косички девчонок...
- Насчет футбола ничего не скажу: Что же касается музыкальной школы, то туда меня отвели мама с бабушкой. Но сделали это вовсе не потому, что каждый нормальный еврейский ребенок должен был обязательно пиликать на музыкальном инструменте. Мама говорила, что тяга к музыке у меня приобретала нездоровые формы с самого раннего детства. Представьте себе трехлетнего карапуза, который в "Детском мире" просит купить не ружье или машину, а трубу, барабан, саксофончик. Дома я все время стучал ложками по холодильнику, отбивая ритм. В какой-то момент родителям надоела эта самодеятельность, и они повели меня учиться.
- Большевики были необычайно изобретательны по части ярлыков. Как вы думаете, почему джаз был назван "музыкой толстых"?
- Что это вы на большевиков наговариваете?!
- В смысле "ярлыкотворчества"?
- В смысле джаза! Тут на большевиков обижаться очень даже грешно. Музыкой толстых (точнее - толстосумов) джаз и в Америке называли. Во времена сухого закона джаз играли в специальных клубах, где собирались "мафионеры и миллионеры". Эти граждане всегда любили хорошую музыку:
- Вы, Леня, какие-то ужасы рассказываете. Я, например, тоже люблю джаз, хотя к мафии не принадлежу, и миллионерам, увы, не являюсь.
- А-а, вы любите джаз?
- Да, я же сказал.
- Так вот вы-то как раз и являетесь яркой иллюстрацией большевистского слогана "джаз - музыка толстых".
- Большое вам человеческое спасибо. А теперь, пожалуй, вернемся в Америку, где богатенькие и криминально неустойчивые граждане регулярно нарушали сухой закон под аккомпанемент контрабаса и саксофона.
- Неплохое, видать, время было. Выпиваешь, обтяпываешь делишки - и все под джаз. И публика была благодарная. Джазмены получали подарки, деньги.
- Ага, несмотря на кризис и прочие экономические заморочки...
- Экономика тут не причем. Причем тут - алкоголь и наркотики. Ведь среди джазменов раньше было немало алкашей и наркоманов. Правда, большевикам было абсолютно плевать, что какие-то музыканты травят себя всякой гадостью, исполняя "музыку толстых". Да и под толстыми они подразумевали не отдельных миллионеров и мафиози, а всех без исключения буржуев. Кстати, на определенном этапе так оно и было. Джаз-то пошел из Америки, а там в те годы он был доступен только буржуям.
- А буржуа склонны к полноте....
- Наверное. Кстати, вы знаете, как и где появились первые алкогольные коктейли?
- Нет.
- В тех же клубах, где во времена сухого закона собирались любители джаза. Алкоголь был запрещен, так и появилась отвертка.
- Что?!
- "Отвертка". Первый коктейль - водка с апельсиновым соком. Представляете, полицейская облава: люди сидят, слушают джаз, попивают апельсиновый сок. Реально же на стакан - сока граммов 20, для окраски.
- Находчиво. Вы, стало быть, полагаете, что джаз пришел из Америки. А вот Леонид Осипович Утесов очень ярко, эмоционально доказывал, что джаз изобрели в Одессе, а не в Нью-Орлеане, как принято считать. По мнению мэтра, какой-то житель этого американского городишки (тьфу!) приехал в черноморскую столицу, где и услышал песню "Прости, прощай, Одесса-мама". Она и легла в основу первой джазовой композиции. Так какой город является все-таки родиной джаза?
- Нью-Орлеан - родина совершенно конкретного направления, стиля, который называется диксиленд. Вряд Леонид Осипович ошибался, скорее просто шутил. Но диксиленд - это стиль, схожий с той музыкой, которую исполняли одесские менестрели, бродившие по городу и наигрывавшие блатные песенки. Хотя вы знаете, в утверждении Утесова что-то есть. Мать Джорджа Гершвина - коренная одесситка. Из этого города вышло еще несколько крупных джазменов. Популярные одесские музыканты по определению должны были стать альтернативой советскому песнопению в стиле "партия - наш рулевой", а эта альтернатива - джаз.
- Наибольших успехов в джазе добились негры и евреи. Это особенность жанра или темперамента?
- Любители джаза говорят: если исполнитель не негр, то он точно еврей. Экспрессия, присущая еврейскому народу, и в джазе присутствует. Динамика, энергия: да, много общего!
- Был в Советском Союзе еще один расхожий штамп: "Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст". Это, извините, господин Пташка, уже про вас. Что вас подвигло на репатриацию? Ведь вы и 10 лет назад, когда уезжали, были уже популярны, много гастролировали.
- Что делать, большевики-таки были правы (смеется). Вынужден признать. А что подвигло? Я думаю, что всеми нами двигало одно и тоже. Я часто бываю в Москве. Как это ни паскудно звучит, но из сегодняшней Москвы, возможно, я бы никуда и не уехал. Но тогда казалось, что все катится в пропасть. Понимаете, артистам, музыкантам, очень важно спокойствие в стране, в обществе. Патриотизм - это, конечно, хорошо, но мне кажется, что музыка, концерты, и, следовательно, исполнители, полностью востребованы только в нормально живущем обществе. "Светлых горизонтов" я тогда в Москве не видел. Тогда залы очень плохо заполнялись, людям было не до музыки. Короче, 10 лет назад в Москве происходило то, что сейчас происходит в Израиле. Только войны не было.
- Как у вас сложилась жизнь в Израиле в первое, обычно самое тяжелое время?
- Пожалуй, ничего особенного в это время не было. Тут все, как у всех. За исключением, быть может, что меня знали чуточку больше, чем других. Скажем так, в музыкальном мире. Я ведь и раньше постоянно участвовал в различных фестивалях, конкурсах. Буквально через пару дней после прибытия в Израиль начал давать концерты.
- Склонность к импровизации проявляется у вас только в музыке или вообще в жизни?
- Во всем, даже в еде.
- Вы постоянно меняете блюда?
- Я "блюду" за тем, чтобы не менять постоянно блюда! Стараюсь вообще не очень увлекаться этим процессом. Он приводит к излишнему весу.
- Ну, слава Богу, джаз - музыка толстых.
- Я так люблю вкусные блюда!
- А женщин?
- Был такой период, увлекался, импровизировал. Сейчас перестал, времени нет. У меня сейчас третья и любимая жена.
- Любимая? В таком случае, скажите пару слов о своей семье.
- Семья у меня замечательная. Дети - тоже замечательные. Дочери три года, сыну - полтора. Моя жена сделала в Израиле замечательную карьеру, она сегодня играет одну из ведущих ролей в рекламном бизнесе.
- Вы бы хотели, чтобы дети пошли по вашим стопам?
- Я бы хотел, чтобы у них была полная свобода выбора. Придет время, и они сами определятся. Никакого насилия, давления с моей стороны. Я же сам когда-то пришел "к этому кошмару".
- "Этот кошмар", видимо, есть музыка, которую вы исполняете на сцене. А что, к примеру, поете за столом?
- За столом?
- Ну да, за столом, с друзьями. Застолья уважаете?
- А, в этом смысле: Выпить-закусить - уважаю. Однако за столом я, как правило, не пою. Отдыхаю, анекдоты травлю. А уж если все-таки пою, то на иностранных языках, и опять все вокруг да около джаза.
- Леня, раньше газеты писали "Пташка - виртуоз джаза". Сейчас постепенно перешли на "Пташка - гений". Я лично газетам верю! Поэтому у меня к вам два вопроса напоследок. Первый: совместимы ли гений и злодейство? И второй: все ли гениальное просто?
- Интересно, что напишут в газетах после того, как я дам ответ на эти вопросы? (смеется) Вообще-то я стараюсь не реагировать на подобные инсинуации. От того как назовут Пташку - гением или злодеем, - ничего не изменится. Я просто очень люблю свое дело. И делаю его искренне, с максимальной самоотдачей. Как могу. Это - основное.
- И все-таки как с ответами на мои вопросы?
- Согласен с тем, что гениальное - может быть и простым. Но не все простое - гениально. Но не мое это дело - о гениальном рассуждать. Я уж лучше играть буду, а вы, журналисты, пишите и философствуйте.
- Когда состоится ваш концерт "25 лет - и только джаз"?
- Восьмого августа, в Рамат-Гане, в парке "Леуми".
- Значит, до встречи в Рамат-Гане.