Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом «За воинскую доблесть» МНР.
Родился в семье крестьянина. Русский. Жил в Рыбинске. Окончил 8 классов и ФЗУ. С 1928 г. работал токарем на машиностроительном заводе.
В 1932-34 гг. проходил срочную службу. Сначала служил матросом на Балтийском флоте, а затем мотористом 9-й военной школы летчиков.
После демобилизации работал слесарем на моторостроительном заводе в Рыбинске, одновременно учился в аэроклубе.
В августе 1935 г. поступил и в ноябре 1936 г. окончил Ворошиловградскую военную авиашколу летчиков.
Участвовал в народно-освободительной войне в Китае в 1938 г. Загранкомандировка Орлова продлилась 11 месяцев. Был награжден орденом Красного Знамени.
Участвовал в боях у реки Халхин-Гол. В начале июня прибыл в МНР в составе группы комкора Смушкевича и был назначен помощником командира эскадрильи, а затем комэска 70-го иап. Летчики эскадрильи под его командованием сбили 44 самолета противника. Старший лейтенант Орлов лично сбил 3 самолета противника (два истребителя и разведчик).
Газеты писали о нем: «Орлову 28 лет, но он выглядит на десять лет моложе в своем сдвинутом на затылок шлеме, с мальчишеским лицом и зачесанными назад волосами. Он мастер летного дела. Свойственная ему веселая отвага не раз помогала в воздухе. В конце августа он отпраздновал свой день рождения, участвуя в большом воздушном бою над монгольской границей.
Орлов никогда не выходит из боя раньше других. Он стремится продолжать его при всех обстоятельствах. Даже пробоина в фюзеляже самолета не выводит Леонида из строя.
22 июля самолет Орлова загорелся во время боя. Японским истребителям удалось пробить на нем масляный и бензиновый баки. От разрывных пуль начался пожар. Брызги горящего масла летели в лицо Орлову. Он увернулся от вражеских истребителей, продолжавших стрелять из пулеметов. Комбинезон начал на нем тлеть. Очки сдуло ветром.
Кинувшись в облака, Орлов принялся швырять машину из стороны в сторону. Он качал крыльями, переворачивался, камнем летел вниз. Наконец струя воздуха сбила пламя с самолета.
Что же сделал Орлов? Ушел на аэродром? Спустился вниз? Ничуть не бывало — он «пробил облачность» и ринулся в атаку, наводя своим дымящимся, закопченным самолетом ужас на врагов».
С земли с восторгом наблюдали за смелыми и дерзкими действиями советского лётчика, восхищались его мужеством, стойкостью и мастерством. Следивший за боем комкор Жуков лично приказал Смушкевичу представить лётчика к званию Героя Советского Союза.
«Несмотря на свою молодость, Орлов - опытный летчик-истребитель. Бои над Халхин-Голом не первые в его жизни. Один из орденов он получил за выполнение особых заданий. Он знает повадки японских летчиков не хуже их собственного штаба. Вступая в бой, он быстро разгадывает тактику противника и старается поразить его внезапностью удара.
Неожиданно лицо его омрачается. Скорбная морщинка прорезывается на лбу Орлова от шлема к переносице. Глаза его смотрят сосредоточенно и печально.
— Я здесь брата потерял, — кратко говорит он. — Чудесный у меня братишка. Отличный был летчик. Сильно дрался. Я взял его к себе в звено. Женить его думал в феврале, когда будет отпуск».
10.08.39 г. старший лейтенант Орлов был награжден монгольским орденом «За воинскую доблесть».
«Он рассказывает о воздушных боях с увлечением и радостной уверенностью человека, хорошо знающего свое дело.
— В первых боях, знаете, носишься, как шальной; главное, думаешь, скорее, скорее бы догнать врага. А вступишь в бой — забыл все на свете — только бы его сбить... Ну, а потом пошло как по маслу. Летишь. Оглянешься, нет ли врагов с хвоста, и спокойно вступаешь в бой.
Орлов испробовал в бою всевозможные самолеты. «Лишь бы машина была, чтобы подраться», — смеясь, говорит он.
«Я как-то приехал на чужой аэродром. Моя собственная машина была в ремонте. Смотрю — на аэродроме никого нет. Все вылетели по тревоге на фронт. Думаю — как тут быть. А лететь, понимаете, очень хочется. Вижу, стоит истребитель командира, прошу разрешения вылететь, и сразу на нем — на фронт. Тут бой в полном разгаре, он идет от 6000 метров до самой земли. Как раз замечаю в облаках всю нашу группу и сейчас же пристраиваюсь к ней, понимаете — вместе со своими действовать лучше. Семь японцев впереди, два наверху, пять с боков — мы против них работаем пятеркой. Тут, кстати, облачность — выскочишь из-под облачности, налетишь на них, потом скрываешься обратно. А уж темнеет. Трассирующие пули хорошо видать. Мы все жмем врагов по одному, к земле. Сбили впятером пять истребителей. Результат, понимаете, неплохой. Да вот несчастье. Последний японец, которого мы жали к земле, разбил мне пулей бензиновый бак. Прилетел на аэродром — опять машины у меня нет, надо вести в ремонт. А тут, понимаете, самые горячие дни. Такая досада. Ну, к счастью, наши техники нажали и выпустили мою машину через день. Так что все в порядке.
И что же вы думаете — кончились мои пересадки с самолета на самолет? Ничуть не бывало. Утром рано нашему звену было поручено сбить японского разведчика, который все время шлялся над нашими позициями. Ну, мы гнали его километров тридцать, вогнали-таки в землю, он задел за холм, и — в куски, только шары от него полетели.
Сбили три японских бомбардировщика, разведчика, три истребителя. У нас — двое раненых, машины целы».
29.08.39 г. старший лейтенант Орлов Леонид Александрович был удостоен звания Герой Советского Союза.
Участвовал в освободительном походе в Западную Украину и Белоруссию и советско-финской войне. Затем служил старшим инспектором Главной лётной инспекции ВВС.
С августа 1941 г. командовал 116-м истребительным авиаполком Среднеазиатского военного округа.
Участвовал в Великой Отечественной войне с сентября 1942 г. Командовал 19-м гвардейским истребительным авиаполком. Полк имел на вооружении истребители Р-40 «Киттихаук». Принимал участие в боях на Воронежском и Юго-Западном фронтах.
Член ВКП(б) с 1942 г.
15.03.43 г. майор Орлов погиб в авиакатастрофе.
В тот день его полк вёл тяжёлые бои с фашистской авиацией. Лётчики имели задачу прикрыть с воздуха части 3-й танковой армии, которые тремя группами прорывались из окружения в район г. Чугуев. Орлов сам повёл группу истребителей на боевое задание. Это был уже четвертый боевой вылет за день. В районе г. Волчанск на его самолёте отказал двигатель. Высота позволяла выброситься с парашютом. Но летчик решил спасти машину и во время вынужденной посадки погиб.
В своем последнем письме к жене он писал: «Милая Тосенька, голубушка моя! Извини, что задержался с ответом. Нет у меня свободного времени. Даже сплю мало. Сотни всяких хлопотливых дел. Отвечаю не только за себя, но и за своих подчинённых как командир авиаполка. Поступило новое пополнение. Их учить надо и учить серьёзно, приблизить к настоящей войне.
А люди разные, одни всё ловят «на лету», другим «втолмачивать» приходится. Сталинград изменил соотношение сил и характер войны. Украину очистим быстро. Как перескочим Днепр, там уже, считай, Гитлеру заупокойную сыграем.
Раз крепко фрица бьём и настроение у меня блестящее. Один тут землячок из Рыбинска, с нашего завода, где я работал, попался. Славный паренёк - младший лейтенант, в бой рвётся. Вспомнили многое…
Выжить в войне никто гарантий дать не может и не даст. У нас, лётчиков, золотое правило есть: глупо не отдавать своих жизней. Как говорится, умирать так с музыкой, как это сделали Николай Гастелло и Виктор Талалихин. Погибли достойно и сполна отомстили лютому врагу. Немцы не совершили ни одного тарана, а мы их делаем десятками. Здесь нервы требуются стальные и стальной характер.
Читай «Красную Звезду». Узнаешь много, особенно о нас, поднебесных вояках...
Здесь у нас весной пахнет. А весну я люблю. Сколько в ней всякой романтики и поэзии. Извини, дорогая, закругляюсь. Еду к комдиву на совещание. Что-то новое будет, зря нашего брата он не вызывает. Приятно, когда дела ладятся.
Действующая армия.
10 марта 1943 года».
Герой Советского Союза майор Орлов Леонид Александрович был похоронен в г. Волчанск Харьковской области. Одна из улиц города была названа его именем.
Имя братьев Орловых носит улица в г. Рыбинск.