Леонид Косматов - автор книг и статей по теории и практике операторского искусства. Косматов является одним из создателей отечественного кинопроекционного аппарата, автором метода рирпроекции при киносъемке. С 1929 года Леонид Васильевич преподавал на операторском факультете ВГИКа.
Леонид Косматов учился в Пензенском реальном училище. Занимался в оперной труппе Ф.П. Вазерского в Пензе. Был инструктором и заведующим фотокиносекцией политотдела Пензенского губвоенкомата.
В 1927 окончил ВГИК (мастерская А. Левицкого). Работал на киностудиях «Межрабпом – Русь», «Госвоенкино», «
Востоккино». С 1933 кинооператор «Мосфильма». Первые творческие достижения Леонида Косматова связаны с фильмами «Круг» (1927), «Каторга» (1928), «Земля жаждет» (1930), «Летчики» (1935) (режиссер Ю.Я. Райзман). Совместно с режиссером Г.Л. Рошалем сняты фильмы «Зори Парижа» (1937), «Семья Оппенгейм» (
1939), «Дело Артамоновых» (1941), «Вольница» (1956). Леонид Косматов одним из первых освоил съемку на цветную пленку («Мичурин», 1949; «Падение Берлина», 1950), снял широкоэкранную трилогию «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро» (1957–59) и широкоформатные фильмы «Суд сумасшедших» (1962), «Год
как жизнь» (1966).
Кадр из фильма "Падение Берлина"
Леонид Косматов - автор книг и статей по теории и практике операторского искусства. Косматов является одним из создателей отечественного кинопроекционного аппарата, автором метода рирпроекции при киносъемке. С 1929 года Леонид Васильев
ич преподавал на операторском факультете ВГИКа. Сталинская премия (1947, 1949, 1950). Лауреат Гос. премий СССР (1949 — за операторскую работу в фильме "Мичурин", совместно с Ю. Куном; 1950 — за фильм "Падение Берлина".
Источник: "Пензенская энциклопедия" / Гл. ред. К. Д. Вишневский.
- Пенза: Мин