Популярные личности

Леонид Эрман

Директор московского театра «Современник»
На фото Леонид Эрман
Категория:
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

«Театр в России был нужен всегда»

Леонид Иосифович Эрман – личность историческая. Вместе с Олегом Ефремовым он стоял у истоков «Современника», был его первым директором, через двадцать лет, в 1976 году, вместе с Ефремовым строил новый МХАТ, а в 1989 году вернулся в родной театр.


Очевидно, что «Современник» менялся за эти годы. Вы скучаете по тем временам, когда театр только начинался? Cегодняшний «Современник» сильно отличается от прежнего?

– Сказать, что сейчас все замечательно – трудно, и это было бы неискренне. В наше время работать непросто, мы очень сложный момент переживаем. Но я думаю, что люди – а я уже прожил большую жизнь и имею право на воспоминание – всегда с радостью и с острыми чувствами вспоминают молодость. Так происходит и у меня с театром. Конечно, то далекое, сложное время в жизни и нашей страны, и нашего общества вспоминается как очень интересное время. Но того, что можно назвать ностальгией, по-моему, у нас нет. Вспоминаем ли мы какие-то прежние работы? Конечно. Это же начало творческого пути театра – и нашей борьбы за это начало.

«Современник» сегодня – востребованный и любимый театр – как простыми зрителями, так и государством. Тем не менее сказывается ли на вас напряженная экономическая ситуация в стране?

– Конечно, это чувствуется, отражается на деятельности театра. Но мне кажется, что интерес к театру у тех зрителей, с которыми мне приходится сталкиваться и работать, нисколько не уменьшился. Беда заключается в другом: кризис снизил покупательскую способность не только в сфере культуры и театра. А вот это уже не может не ощущаться нами. Театр в России – во всяком случае, на протяжении моей жизни – был нужен всегда. И тут надо всем вместе думать, и нашим руководящим органам, и самому театру, как помочь людям не терять возможность ходить в театр. Государство очень поддерживает театр, мы благодарны правительству Москвы за помощь, но деятельность театра очень разносторонняя, и естественно, что город на себя все взять не может. Нам нужно зарабатывать самим.

Когда было легче управлять финансовыми делами театра? В советские времена, когда была плановая экономика, или теперь?

– Плановая экономика не перестала существовать. Тут ничего не поделаешь – надо считать деньги. Когда их было считать легче – я не могу ответить. Что стало несколько сложнее, так это то, что театр не может позволить себе работать аскетично по отношению к оформлению спектакля: освещению, декорациям, звуковому сопровождению. Сегодняшний день требует высокого уровня всех этих технологических элементов. И когда нам приходится соревноваться с концертом «Евровидения» – то сами понимаете, как нам трудно. В этом соревновании совсем не хочется участвовать.

В таком случае, как быть с 94-м федеральным законом, который уравнял театры с другими учреждениями и по отчетности, и по ведению хозяйства?

– Что касается творческой стороны нашей работы, то правительство освободило государственные театры от исполнения 94 ФЗ. Мы уже с год работаем, свободно финансируя приглашенных авторов, режиссеров, художников. А вот в хозяйственной и производственной деятельности этот закон продолжает действовать, и для театра это очень трудно. Процесс изготовления декораций, костюмов весьма субъективен, и решать его в рамках конкурсной системы очень сложно. Надеюсь, что мы все-таки сумеем убедить правительственные органы, что театрам нужно дать большую свободу. Надеюсь, они поймут, что делать декорации абы где, по конкурсу, лишь бы подешевле – невозможно! И неправильно это.

Вы бы сегодня, в нынешней ситуации, и финансовой, и общественной, взялись бы за создание нового театра?

– Если говорить эмоционально – взялся бы безусловно. Это так интересно! Сейчас приходит в театр талантливейшая молодежь. Усилиями Галины Борисовны Волчек и коллектива театра сейчас в составе труппы «Современника» работает интереснейшая группа молодых актеров – молодых, ярких, творчески активных. Они очень интересно играют во многих спектаклях театра, у них есть и свои спектакли в режиссуре Волчек, Кваши, Гармаша – «Мурлин Мурло» и «А вам не хотится ль под ручку пройтиться?» Только что мы провели проект, который включил в себя четыре спектакля, поставленные молодыми режиссерами. Все эти спектакли с большим интересом восприняты зрителем. Я пока не могу сказать, кто из этих режиссеров останется и будет работать в театре, но планы на этот счет у театра есть, и я надеюсь, никаких разочарований ни у кого не случится. Другое дело, что начинать сегодня новый театр – это совершенно иной путь. И это должны делать молодые люди. Ну, а если меня позовут посоветовать – я с удовольствием!



Поделиться: