Отмеченные реализмом, рассказы сборника подтвердили высокую оценку таланта Андреева Горьким, и он почти сразу стал литературной знаменитостью.
Родился 9 (21) августа 1871 в Орле в семье мелкого чиновника. Окончив местную гимназию, поступил в Санкт-Петербургский университет. Перевелся на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1897. Сочинительством занялся еще в гимназии, но потерпел ряд неудач; устроился репортер
ом в «Московский вестник», затем в «Курьер». В 1898 опубликовал рассказ Баргамот и Гараська, в котором сказалось влияние Ф.М.Достоевского и Ч.Диккенса, чьи сочинения, по признанию самого Андреева, он перечитывал «раз десять», а также воздействие литературной манеры А.П.Чехова. Баргамот и Гараська вн
имание М.Горького, который помог Андрееву советами и делом и ввел его в книгоиздательское товарищество «Знание», учрежденное группой молодых писателей с целью поддержания и развития социально-реалистических традиций русской литературы 19 в.
В 1901 Андреев опубликовал свою первую книгу рассказов, к
уда вошли Маленький ангел, Большой шлем, Ложь, Молчание и Жили-были. Отмеченные реализмом, рассказы сборника подтвердили высокую оценку таланта Андреева Горьким, и он почти сразу стал литературной знаменитостью.
Хотя Андреев проявлял мало интереса к общественно-политическим вопросам, он оставалс
я в горьковском ближнем кругу писателей до 1905. К этому времени относится большая часть его рассказов, в том числе Смех, Стена, Бездна, Мысль, В тумане и Жизнь Василия Фивейского. Отвращение к ужасам войны отразилось в новелле Красный смех, написанной во время русско-японской войны 1904–1905. Своей
известностью после 1905 Андреев в основном обязан успеху в качестве драматурга. Его первая пьеса К звездам появилась в 1905, и до 1917 он издавал не меньше одной пьесы в год. В большинстве его драмы, такие, как Жизнь человека (1906), Царь-Голод (1907), Черные маски (1908), Анатэма (1909), Честь (19
12), Собачий вальс (1914) и Тот, кто получает пощечины (1916), символичны в некоем нарочитом, показном смысле, определяющем их стиль, и со временем почти утратили всякую притягательность. Склонность Андреева к мистицизму и символизму отразилась и в его прозе. Среди написанных после 1905 рассказов ср
авнительно немногие принадлежат традиции реализма; большей частью они повествуют о сверхъестественном и призваны внушить читателю ужас перед непознаваемым. В противоречии с этой мистической тенденцией находятся исполненная психологизма реалистическая новелла Рассказ о семи повешенных (1908) и единст
венный роман Андреева Сашка Жегулев (1912). Из пьес Андреева особого упоминания заслуживает Самсон в оковах (1914), обычно признаваемый шедевром его драматургии, и две драматические сатиры – Любовь к ближнему (1908) и Прекрасные сабинянки (1912).
После большевистской революции 1917 Андреев переб
рался в Финляндию, где пером публициста обличал коммунистическое засилье на родине. Его последнее произведение, незаконченный роман-памфлет Дневник Сатаны (опубл. 1921), свидетельствует об упадке художественного таланта писателя. Умер Андреев в деревне Нейвала близ Мустамяки (Финляндия) 12 сентября