Популярные личности

Леонард Варфоломеев

Актер Челябинского академического театра драмы
На фото Леонард Варфоломеев
Категория:
Дата рождения:
1936-12-28
Место рождения:
Челябинск, Россия
Дата смерти:
2010-09-17
Место смерти:
Челябинск, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Философии меня учил Джигарханян

28 декабря исполняется 70 лет популярнейшему актеру Челябинского академического театра драмы, народному артисту России Леонарду Варфоломееву. Более сотни театральных образов сделали его любимцем челябинской публики, два десятка ролей в кино принесли всенародную известность.


И сегодня, как тридцать лет назад, от него исходит удивительная, захлестывающая энергетика. Умные, глубокие глаза, только что расслабленно прикрытые, в один миг вспыхивают по-подростковому ярко. И вот тогда ты понимаешь, как ошиблась, поверив в возраст и смирение.

«Не люблю самодеятельность на большой сцене»

— Это правда, что в свое время вы очень эффектно и для многих неожиданно отказались от работы в московском Малом театре?

— Отказался. Это были крупные московские гастроли челябинской драмы, я играл во многих спектаклях. В том числе в скворцовской пьесе «Отечество мы не меняем». Примерно так я и обосновал свой отказ. Если без пафоса, то в те годы были живы еще мои родители, чувствовали они себя неважно, я не хотел оставлять их одних за тысячи километров. К тому же я был влюблен в челябинский театр. Режиссером здесь был Наум Юрьевич Орлов. Мы оба были молоды и полны сил, он как режиссер давал мне полную возможность самореализации. Это сегодня я получаю одну роль в год. Да оно и к лучшему, наверное. Здоровье уже не то.

— Чувствуется какая-то горечь в ваших словах. Жалеете, что не остались в Москве?

— И да и нет. Да, потому что там близко «Мосфильм», там театральная и съемочная жизнь совсем другого ритма. Там, понятное дело, более широкие возможности.

Наш театр я тоже считаю хорошим, очень качественным. Я имею в виду театр драмы имени Наума Орлова. Он примерно приближается по уровню к питерским. Но московские театры стоят много выше. А уж о прочих наших челябинских театральных коллективах и говорить нечего. Это все без исключения самодеятельность. А я самодеятельность на большой сцене очень не люблю. Может, это немного жестко звучит, но настоящий театр действительно очень жесткий. Это жизнь — сложная, жертвенная, рискованная. Станешь не нужен — заболеешь и умрешь. Или сопьешься. А самодеятельность — это поверхностно, в охоточку. Тут можно не страдать, не болеть, не изнашиваться так быстро.

Актеры — танцующие обезьяны

— Вы снялись в 18 фильмах. Это довольно большой список…

— Да, наверное, мне грех жаловаться. Да я и не жалуюсь. Кстати, первый мой съемочный опыт был не в Москве, а на «Ленфильме». Тогда проводились пробы актеров (то, что сегодня модно называть кастингом) на роль Ивана Заикина в фильме «Воздухоплаватель». Выбирали главным образом между двумя парами: Ванин — Брыльска и Варфоломеев — Васильева. Через пару месяцев еженедельных перелетов и пробных съемок выбрали нас с Катей.

И в первый же съемочный день я понял, что нянчиться со мной, театральным актером, никто не будет. Во все пришлось вникать самому. Правда, немного помогали Армен Джигарханян и замечательный актер Валя Никулин. Валя подсказывал, как вести себя перед камерой: не суетись, мол, минимум мимики, работают одни глаза. В театре все наоборот: эмоции утрированы для 18-го ряда.

А Джигарханян, как истинный философ, преподал мне, как сейчас бы сказали, урок корпоративной этики. Ты, говорит, сиди тихонько в уголочке, пока тебя не вызовут. Сам не лезь на глаза, не раздражай бригаду. Вот еще одно доказательство того, что актер внутри процесса — это не звезда вовсе. Съемочная группа относится к актерам примерно как к танцующим обезьянкам.

Помню, на съемочной площадке нас с Джигарханяном очень много фотографировали. Я поначалу удивился. А потом понял. Съемки проходили в Одессе, рядом с площадкой всегда была тьма зрителей. По окончании съемок выстроилась огромная очередь, и мы с Джигарханяном несколько часов подписывали фотографии. В конце концов Армен удовлетворенно вздохнул: «Ну, на ресторан заработали». И мы отправились в одесский ресторанчик пить вино.

— А с Екатериной Васильевой как вам работалось? Слышала, у нее был довольно сложный характер.

— В юности — пожалуй. Она была резкая, дерзкая, пожалуй, даже взбалмошная. Могла сказать что-то в сердцах своим выразительным голосом. Хотя всегда была очень трудолюбивой и честной актрисой. А сегодня она обратилась к церкви. К счастью, Васильева не оставила окончательно сцену и кино. Но она не снимается в дешевых фильмах, стала более емкой, более собранной. Я с удовольствием слежу за ее творчеством.

Замечательный человек и очень красивая актриса Лариса Гузеева, любимая большинством зрителей по «Жестокому романсу». В ее жизни случилась страшная трагедия: она потеряла мужа и ребенка. Это было невероятно тяжелое для нее время, но она ни на один день не оставила съемки. Мы работали тогда над фильмом «ЧП районного масштаба». Она тяжело болела и физически, и душевно, но при этом каждый день выходила на работу, пока режиссер почти насильно не выгнал ее со съемочной площадки. Она тоже из тех, кто живет своим творчеством.

Полеты на спирту

— С возрастом вы стали как-то иначе относиться к Новому году? В театре есть свои банкетные праздничные традиции?

— Наверное, мое отношение к Новому году, как и к дню рождения, изменилось не столько из-за возраста, сколько из-за профессии. День рождения у меня 28 декабря, почти в Новый год. А в эти дни у всех актеров самое горячее время, не до банкетов. Так что празднуем мы в конце января. Что касается Нового года, я просто обожаю вот это вот четверостишье довлатовское:

Трещит на улице мороз,

Снежинки белые летают,

Замерзли уши, мерзнет нос,

Замерзло все. А деньги тают…

Вообще-то актеры умеют веселиться. И делают это в высшей степени изобретательно. Помню, на съемках тех же «Воздухоплавателей» привезли нам целую бочку спирта. На нем, видите ли, работают двигатели наших аэропланов! Артисты были в шоке. Они сели вокруг этой бочки и сидели так неделю, сочиняя альтернативное горючее. Чтобы спирт не трогать. И ведь придумали! Бочку удалось сохранить, так сказать, для внутреннего использования. Пользовала ее с наслаждением и довольно долго вся съемочная группа.

— У вас так загораются глаза, когда вы вспоминаете о работе в кино! Считаете, что упустили какие-то возможности?

— Я доволен своей жизнью. Я многое сделал, и у меня еще остались силы. Я вырастил двух сыновей. Они довольно успешны: один работает на местном телеканале, другой живет в Москве, играет в мюзикле «Чикаго». Объездил с гастролями весь мир.

А насчет упущенных возможностей… Конечно, 70 лет — это много. Лучше быть сильным, красивым, нравиться женщинам. Но иметь такие воспоминания, от которых загораются глаза, — наверное, это само по себе тоже счастье. Хотя и немного грустное.



Поделиться: