Вчера вечером на знаменитую художницу Лену Хейдиз было совершенно очередное нападение, двое молодых людей осыпали ее угрозами. Предлагаем читателям эксклюзивное интервью с художницей, ставшей объектом травли со стороны право-националистических группировок в качестве «главного русофоба России».
Напомним, что на художника Лену Хейдиз в этом году подали в суд более сотни патриотов из различных правых национал-патриотических организаций. В итоге прокуратура поддержала эти доносы и предъявила Лене обвинение по статье 282 УК РФ (Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды...).
Причиной травли послужили две работы художницы: «Wellcome to Russia» и «Химера загадочной русской души». Последняя работа была показана в галерее «На Солянке» в этом году в рамках 2 Московской биеннале современного искусства (проект "Сон разума рождает химер").
С целью организации персональной травли художницы националисты опубликовали электронную почту, личный телефон и даже домашний адрес Лены Хейдиз на своих форумах, после чего последовал шквал угроз ей по почте и телефону. На двери художницы регулярно появлялись надписи и картинки антисемитского, ксенофобского и фашистского содержания, желтые шестиконечные звезды и т.п.
Вот фрагменты из писем, полученных Хейдиз: «Такую твать как ты надо ставить к стенке! и не расстреливать, а изрубать топором!» (01.03.2008), «Пиздуй сука в кибуц» (11.06.2008), «Ну жидовская мразь, жди нас в гости!» (02.10.2008), «Жидовня озаботилась русской национальной идеей? Жаль, что вас не всех сожгли в Освенциме, твари, но это можно исправить! Жди нас в гости, блядина! Адрес мы знаем» (14.11.2008).
Примерно такие же телефонные звонки продолжаются с марта и по сегодняшний день. Вот, для примера, две цитаты из них: «Ты жидовская сука, ну ты еще поплачешь кровавыми слезами» (28.03.2008) и «Ну ты у меня еще запоешь, сука! Побежишь, сука, в свой Израиль! (14.04.2008) и т.п.
Автор, скрывающийся за псевдонимом «Пионеръ», опубликовал статью «Как евреи видят Россию», в которой в частности писал о Лене Хейдиз: «...пожилая еврейская девушка... малюет тупую похабщину по адресу России и русских. ...Ну и зачем же мерить вам черепа и копаться в вашем гинекологическом дереве, когда одного взгляда достаточно, чтобы опознать голубчиков: жиды».
По мнению «Пионера» художница «...зачерпывает в выгребной яме при синагоге ведро отменного говна и этой оригинальной краской, зажав нос, старательно рисует русский пейзаж. Березки любовно выкладывает опарышами» (http://dpni.org/articles/obshhestvo/5984).
Другой автор, Андрей Борцов, пишет, что Лена Хейдиз – «пионер дегенеративного искусства». Поясним, что дегенеративным искусством Гитлер назвал неугодное рейху творчество. Выставка, прошедшая 19 июля 1937 года в Мюнхене, а затем показанная на протяжении четырех лет еще в 12 городах Германии, так и называлась – «Дегенеративное искусство».
«Но народ уже понимает опасность дегенератов», - пишет далее Андрей Борцов. – «Было бы очень здорово, если бы с авторами работ поступали бы сообразно их вкладу в «Искусство». Топили бы в дерьме..., отрезали... головы... Все равно, как именно умрут те, кто желает превратить нормальных людей в дегенератов — главное, чтобы это было весело! И это будет последним их «перфомансом» (http://warrax.net/89/10/himera.html).
Доктор наук, профессор, научный сотрудник ИМЛИ РАН С.А. Небольсин дал следующее экспертное заключение суду: «...общее же враждебное высказывание Елены Хейдиз о русском народе и его культурно-нравственном облике передает враждебную и русофобскую настроенность самой Елены Хейдиз... она представляет русских и россиян как одновременно лицемерное и хамоватое сообщество, не осознающее своей неприглядности. ...Подчеркивает в православном россиянине его лицемерие и склонность к обману и самообману ... оскорбляет россиян-христиан по признаку вероисповедания...»
Еще два эксперта - Александр Шаргунов и Александр Салтыков, священники РПЦ, дали следующее заключение: «...Нами усматривается намеренное оскорбление национальных и религиозных чувств православных россиян. ...Автор работ считает само бытие русской души и России явным злом. ...В них... есть намеренное надругательство над государственным символом — историческим гербом России в виде двуглавого орла с державой и скипетром. Оба плаката выражают негативное отношение со стороны автора к христианской религии, к лицам русской национальности..., к государству...».
В Интернет-энциклопедиях появился целый ряд статей, в которых авторы не особо выбирают выражения: «Cuntemporary art или привычнее Contemporary art — вредное, подрывающее устои общества искусство. Одним из ущербных недопримеров его являются работы еврейского говнотворца Лены Хейдиз. В России распространяется еврейскими расовыми жидами, такими как Гельман и Плуцер, а также прочими ущербными и сексуально/морально неустойчивыми недочеловеками.
Лена, мы живем в информационную эпоху и многие события переместились в виртуал. Не кажется ли тебе, что происходящее вокруг тебя и целого множества российских художников - это что-то вроде погрома. При этом ксенофобы, наци и фаши преследуют ведь тебя не только в твоем ЖЖ. Вчерашнее нападение показало, что они ни перед чем не остановятся. Ведь погромы уже вышли на улицы. Только что заживо таджику в Москве отрезали голову. Кто бы ни был этот человек, это общенациональная трагедия.
-Л. Х.: Да, последние полгода шел настоящий витруальный еврейский погром! Нацисты и националисты оккупировали информационное пространство, мониторят его день и ночь и активно занимаются пропагандой насилия среди равнодушного населения. Удивительно, но до этого безобразия никому нет дела, а художникам вообще эта травля показалась обычной пиар-кампанией. И вот начинаются физические расправы.
Что другие художники говорят?
-Л. Х.: На одной вечеринке летом Поролон Шеховцов сказал мне: «Радуйся! Вернешься с зоны, тебя сразу признают "великим художником" и "борцом за права человека". И тогда от самых лучших западных галерей не будет отбоя, сами будут за тобой гоняться!». А на самом-то деле все происходящее - это очень тревожный сигнал грядущих перемен. Таких серьезных перемен, что всем – не только художникам, но и простым российским гражданам скоро будет совсем не до шуток.
Не кажеnся ли тебе, что наступает абсолютно новая реальность, которой Россия еще не переживала?
-Л. Х.: Кто знает, но, может, нацизм - это наше светлое будущее? А с чего он начинается?
Правильно - с Родины! Затем начинается поиск виноватых в ее бедах... Кто виноват? Правильно, кто-то виноват, но, конечно, не титульная нация, не власть, не олигархи и не чиновники. Виноватыми оказываются маленькие люди - евреи, таджики, армяне, грузины, чеченцы... Именно они «разворовали-продали-изнасиловали» Родину-Мать, а также ее коренное население... А власть эта идеология устраивает, потому что так им спокойнее с их миллиардами.
И каково новое национальное послание России?
-Л. Х.: «Мочить врага нации!» - вот оно, новое националистическое послание народу и человечеству. Жутко, но это реалии сегодняшнего дня. Причем в «пока-еще-благополучной-Европе» идут те же процессы, только там, в отличие от России, их чаще всего не одобряет «официальные лица», полиция и народное большинство.
Сейчас экономический кризис, проблем будет все больше и больше. Как думаешь, куда может завести национализм в такой ситуации?
-Л. Х.: Когда кризис вступит в фазу расцвета и возникнут реальные и серьезные
экономические проблемы, сразу начнется массированный поиск виноватых. Но искать их будет уже не нужно. Потому что формулировки уже готовы. Кто виноват на Руси в первую очередь? На кого укажут мракобесы и ксенофобы при молчаливом попустительстве чиновников в погонах и накопившемся безадресном гневе народном? Конечно, евреи! Как в куплетах поется: «Если в кране нет воды, значит выпили жиды!».
Ну, сегодня еще, наверное, мусульмане и гастарбайтеры. Последних в крупных городах нацисты убивают уже не десятками, а сотнями. Общество считает, что погромы – это дело будущего, что сейчас они исключительно виртуальные, а в действительности они уже идут. А у наци, между прочим, это уже, как они сами заявляют, просто мелкие тренировки для начинающих. Вопрос только перед чем тренировки?
-Л. Х.: Перед шоу, на котором симпатичные молодые ребята с бритыми головами и со славянской внешностью, вытянув правую руку вперед, будут петь песню Tomorrow belongs to me на русском. Как в фильме Кабаре. Жизнь, как известно, подражает искусству, сценарии событий уже написаны, отрепетированы и сыграны в кино.
- Лена, какие конкретно угрозы тебе пришлось выслушать? Сколько их было, от кого?
Л. Х.: Много угроз, всяких и разных: от тортика со взрывчаткой и группового изнасилования до теплых пожеланий сгнить на зоне от сифилиса, спида и туберкулеза. Кроме того, на мой личный почтовый ящик приходили письма с угрозами меня четвертовать, повесить, придушить и просто застрелить.
Были какие-то попытки привести угрозы в исполнение, хотя бы в чем-то перейти из виртуала в реал?
-Л. Х.: Были реальные шестиконечные звезды белой краской на двери, антисемитские лозунги и звонки с угрозами физической расправы – инициативная группа, организовавшая сбор заявлений в прокуратуру, опубликовала в сети мой адрес и телефон. Эта же самая группа организовывала пару раз сбор подписей под коллективным заявлением в прокуратуру. Один раз, я помню, недовольные моим творчеством граждане собирались на станции Маяковская, второй раз – в помещении "Народного союза" на Васильевской улице.
Что слышно об уголовном деле против тебя? В какой оно стадии, где возбуждено, кто ведет, вызывали ли уже на допросы?
-Л. Х.: Мой адвокат попросил меня пока не отвечать на этот вопрос.
Что делает сегодняшняя власть и милиция для предотвращения виртуальных и реальных погромов?
-Л. Х.: Для предотвращения погромов и существует статья № 282 УК РФ. Нацисты, призывающие к насилию, скинхеды, избивающие и убивающие приезжих граждан неславянской наружности рискуют быть привлеченными к уголовной ответственности именно по этой статье. Но это бывает крайне редко. Инородцев убивают сотнями, а на скамье подсудимых наци оказывались лишь изредка.
Тебе лично была оказана какая-то поддержка и защита от погромщиков?
-Л. Х.: Нет, государство в лице прокуратуры и следствия считает это уголовное дело совершенно законным и приемлемым.
Разжигание национализма и ксенофобии – это спонтанный процесс или сознательная политика?
-Л. Х.: И то, и другое. Я думаю, это естественный спонтанный процесс, в котором участвует множество политиков и чиновников.
Какие конкретно сегодняшние российские организации пропагандируют национализм, ксенофобию, мракобесие и тоталитаризм?
-Л. Х.: Движение против нелегальной эмиграции, Русское общественное движение, Русское национальное единство, Союз Коммунистической молодежи, Национально-Державная Партия России, Русский общенациональный союз – вот главнее «двигатели прогресса».
Почему именно ты стала их мишенью?
-Л. Х.: Они никогда не тронут сотрудника органов, чиновника, коррупционера, пусть даже они бы крышевали реальную порнографию и проституцию, которыми забит интернет. Они всегда выбирают жертву заметную и известную, но беспомощную. Чтобы травить было удобно, легко и комфортно. Неслучайно они набросились на академика Виталия Лазаревича Гинзбурга, потому что он еврей, ему 93 года, он тяжело болен, не состоит в партии и не служил в органах. При этом он знаменит во всем мире, пиар-то какой, а? Все СМИ написали про этот очередной донос Кассина в Генпрокуратуру.
Когда была задумана серия «Химеры» и каковы были художественные цели это проекта?
-Л. Х.: Над «Химерами» я начала работать 12 лет назад, в 1996 году. Я хотела сказать правду о «химерах» общественного сознания, о стереотипах, мешающих думать свободно и непредвзято. Я думаю, что именно штампы, иллюзии и стереотипы восприятия мешают человеку объективно оценивать окружающий мир и все происходящее в нем, не дают ему ощутить себя свободным.
И сколько у тебя всего химер?
-Л. Х.: Кроме тех, что я тебе дала для иллюстрирования интервью, есть еще «Химера свободы, равенства, братства», «Химера свободы», «Химера большой политики», «Химера правосудия» и некоторые другие.
И что конкретно разоблачила в Химере русской души?
-Л. Х.: Создавая это эпическое полотно, я хотела ответить себе самой на самый простой вопрос: а почему, собственно, лишь русская душа является «загадочной»? Почему «незагадочны» итальянская душа или, например, немецкая? Я долго думала над этим, советовалась с друзьями. Над каждым фрагментом картины мы долго думали вместе: ну, например, что должно быть в лапе Русской Химеры нож или топор? Мы пришли к выводу, что топор. Он выглядит органично и адекватно русскому духу бунта, «бессмысленного и беспощадного». Я думаю, что в итоге мой художественный ответ получился исчерпывающим и блестящим. Потому и возник такой нешуточный общественный резонанс. Видимо, я ,как настоящий снайпер, попала в самое сердце этой химеры. Но это сердце только лишь химеры, а не самой «загадочной русской души».
Прокомментируй, пожалуйста, Химеру большевистскую.
-Л. Х.: Это первая из написанных мною Химер. Она минималистична, символична и как никогда актуальна. «Правда и труд все переврут». Рост «национального самосознания» идет в ногу с кризисом. Я имею в виду уродливые формы «национального самосознания» в виде роста насилия по отношению к приезжим гражданам из «братских» стран бывшего СССР. Эта картина является пророческой – реставрация тоталитаризма мне кажется неизбежной.
А что хотела сказать Химерой капитализма?
-Л. Х.: Что мы понимаем под словами «ранний русский капитализм»? Какие именно ассоциации возникают в нашем воображении, когда мы пытаемся представить его? Это галстук с Микки Маусом, пистолет Макарова, бандитские разборки, убийства, взрывы, капитал, уплывающий за кордон, холопы, ползающие на четвереньках перед власть- и бабло-имущими, ну и прочие прелести. Один мой знакомый банкир, увидев это полотно (120х170 см) сразу после его написания, еще свежее и пахнущее краской, с восторгом воскликнул «Ба, Лена, да у меня был когда-то в точности такой же галстук!». То есть я опять попала в самое сердце стереотипа.
И я надеюсь, убила его...
Теперь пару слов про «Химеру геополитики».
-Л. Х.: Игра в бутылочку между тремя игроками на мировой геополитической арене: мусульманским миром, русскими и американцами. Имя химеры написано на русском, арабском и английском, ибо химера триедина. Игровой стол – мировая карта с нефтяными вышками. Русская Химера имеет крылья попрыгуньи – стрекозы, которая «лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима стучит в глаза». Зима может запросто оказаться ядерной, увы.
Теперь твои комментарии к «Химере прогресса».
-Л. Х.: Прогресс ли то, что мы привыкли называть прогрессом? И кто им управляет, этим самым прогрессом, человек или неведомая и невидимая химера? Может, люди уже давно потеряли свободу и стали ее заложниками? На этой картине люди находятся в брюхе химеры, как будто это и не химера вовсе, а гигантский курдль из романа Станислава Лема. Кстати, мне удалось изобразить невидимое – радиацию. Она видна в образе дыма, истекающего из полосатой трубы, сам дым непрописан – это просто незакрашенный грунт на холсте. Химера прогресса играет нами, людьми, и мы в итоге дружно прыгаем в пропасть, как на экране химериного монитора. Химера научно-технического прогресса превратила нас в героев собственной компьютерной игры, а каков будет ее финал, не знает ни один человек на Земле.
Перейдем к основным порокам капитализма. Что скажешь об этой химере?
-Л. Х.: Химера стоит на пороге «Комнаты у моря» Эдварда Хоппера. Я очень люблю эту картину: за порогом море и небо и нет земли, у тебя больше нет выбора: ты либо полетишь, либо утонешь, но ты уже не можешь ходить, земли, то есть твердой почвы под ногами, больше нет. То же случилось и с химерой капитализма – она либо научится, наконец, далеко и успешно летать, либо утонет к чертям собачьим. Лапами химера попирает «Манифест коммунистической партии» на немецком языке. Химера смотрит в голубую даль, высматривая острова прибыли.
Жукткое впечатление производит твоя сексуальная химера. Чем она занимается?
-Л. Х.: Сиськи в презервативах, очки на носу - одно стекло розовое, другое голубое, журнал для знакомств под рукой, а в нем объявы типа «мечтаю целовать ноги парню кавказской национальности», «съем ваши трусики» и тд... На экране зомбоящика сцена из химерического порно: химера порно-стар изображает оргазм. Тут же в комнате и полноценное чтиво для отдыха после химерического рабоче-буржуазного дня – порнороман When I was a sperm (был когда-то клип с таким названием, роман написан по его мотивам).
Кто изображен на сцене в «Химере моды»?
-Л. Х.: Там толпы серых круглоголовых брендопочитателей во фраках глазеют на саму королеву гламура - Химеру Высокой моды... Ну, что тут еще можно добавить? Все же уже сказано!
Рисование тобой «Химеры русской души» уголовное дело квалифицирует как «действие, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства», причем также считается, что эти «действия» тобой «совершены публично и с использованием средств массовой информации». А что говорят судебные эксперты?
-Л. Х.: В заключении эксперта С.А. Небольсина, доктора наук, сотрудника Отдела теории и методологии литературоведения и искусствознания Института мировой литературы РАН, говорится, что мои мои картинки являются «общим враждебным высказыванием о русском народе и его культурно-нравственном облике, передают враждебную и русофобскую настроенность». Моя живопись, оказывается, «оскорбляет россиян-христиан по признаку вероисповедания».
Я знаю, что были и священники-эксперты от Русской православной церкви. Они как оценили твою живопись?
-Л. Х. : Они считают, что в моих работах «усматривается намеренное оскорбление национальных и религиозных чувств православных россиян, ...прямое разжигание национальной вражды...». По их мнению я «...считаю само бытие русской души и России явным злом». Ну и, наконец, мои работы «...уничижают Православие... Оба плаката выражают негативное отношение со стороны автора к христианской религии, к лицам русской национальности..., к государству Российской Федерации и рассчитаны на возбуждение такого же отношения со стороны зрителя».
Как оцениваешь происходящее?
-Л. Х.: Наступает новое Средневековье. Уже полыхают костры инквизиции, и я – на одном из них. И это, конечно, дико. Сплошь и рядом оскорбляются чувства неверующих, иноверцев и инакомыслящих. Про свободу совести и вероисповедания мы уже забыли. Насильственное навязывание религиозных ценностей уже стало нормой. Осталось ввести Закон Божий в школах и утвердить в должностях православных цензоров. А народ по-прежнему будет «безмолвствовать»/