Лазаря Гадаева - «подлинно национального скульптора», «скульптора, который творит своими словами», поздравили с семидесятилетием в Культурном центре Московской осетинской общины 20 июня. Юбиляру вручили медаль «Во славу Осетии» - высшую государственную награду РСО-Алания.
Вот очень коротко о скульпторе Гадаеве. Родился в 1938 году в Северной Осетии. В 1968 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве,Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Северо-Осетинском республиканском художественном музее им. М. Туганова, музее Петера Людвига в Кельне,частных собраниях в России, США, Германии, Франции, Италии. Еще Лазарь Тазеевич - график, еще он пишет притчи на дигорском диалекте.
Чествовать уроженца села Сурх-Дигора Лазаря Гадаева - «горного» скульптора в общину пришли его коллеги и друзья - «равнинные» скульпторы, московские художники, искусствоведы, поздравлял его даже скульптор из Туркмении. Специально на юбилей к Лазарю Тазеевичу приехали родные из Осетии.
Полномочный представитель РСО-Алания при президенте РФ Александр Тотоонов отметил, что «юбилей позволил высказать то признательное, отношение, восхищение, которые испытывают к Лазарю Гадаеву не только гурманы, истинные ценители искусства, а просто все люди».
«Он действительно подлинно национальный, он действительно подлинно осетинский скульптор. Его творчество подлинно самобытно, и его не спутаешь ни с чем другим. В этом и есть его талант. И я полностью согласен со словами одного из коллег Лазаря Тазеевича о том, что он од
ин из тех редких людей, которому даровано творить своими словами. Эта сжатая сентенция, которая характеризует все творчество Лазаря Тазеевича», - сказал Тотоонов.
Творчество скульптора связано с вечными, библейскими темами, с человеческими отношениями. Он говорит «человеческим, естественным языком в скульптуре». «Имя Лазарь не специально выбранный псевдоним - это имя, данное ему Богом», - сказал один коллег из скульптора, подчеркнув связь между «библейскостью» творчества художника его и именем.
«Годы меняют творчество. Потому что чем больше живешь, тем больше ответственности к тому, что делаешь, и это накладывает свой отпечаток на мое существование как художника, - признался Лазарь Тазеевич. - Раньше я более легкомысленно относился к тому, что делаю. Мои способности преодолевали те трудности, которые возникают у художника, сейчас мне приходится все больше и больше подключать к своему сердцу и мозг, и умение. И это в сочетании выливается во что-то такое, чему я сам удивляюсь. У меня всегда были повышенные требования, сейчас это удесятеряется с годами. Сил меньше, а желание того, чтобы делать все лучше и лучше - больше. И вот это меня держит в кабале. Это кабала большая и трудная, но меня это устраивает, потому что когда я работаю - я чувствую себя очень хорошо, это доставляет мне удовольствие, я чувствую себя человеко
Лазарь Гадаев долго живет в Москве, но от этого он не стал меньше осетином. Значительное место в его творчестве занимает национальная тематика. Темы работы скульптора «Песня», «Маслобойка» и другие узнаваемы и очень близки осетинам.
Об «осетинности» в своем творчестве Гадаев сказал: «Не потому что я это делаю специально, а потому что по-другому не получается у меня. Я больше от сердца художник, чем от мозгов. Такое есть - некоторые художники в основном опираются на мастерство, на мозг. У меня получается наоборот - я больше душой, сердцем работаю. Дело в том, что в сердце у меня одно и то же - я никогда не расстаюсь с детством, детство меня преследует все время, и я не хочу с ним расставаться. Когда-то писатель Фолкнера был в Японии и его спросили журналисты: наверно вы напишете книгу о Японии? И он ответил: «Да что вы! Мне бы со своим детством как-нибудь разобраться». Вот и я до конца своих дней разбираюсь с этим детством. Я доволен этим, я люблю эту тему, я горд и счастлив тем, что делаю осетинскую тему. Другого и не может быть, потому что я живу этим, думаю над этим, я преклоняюсь перед всем, что называется осетинское. Так получается не потому, что я не могу критиковать осетинское - у меня много претензий, но в целом, со всеми положительными и отрицательными качествами, я это люблю. Я этому предан до конца моих дн
ей».
У Гадаева есть работа - «Мольба» - человек с поднятыми к небу руками. Она посвящена событиям 90-х годов, когда на Южную Осетии напали грузины, а на Северную Осетию - ингуши. «Хуыцау, даехимае райс хъуыддаегтае - вот, что я могу сказать о ситуации в Осетии», - говорит художник.
О том, чем скульптор будет заниматься в будущем, он сказал, что ему планировать тяжело из-за возраста. Во время чествования на своем юбилее не было видно, что годы мешают ему работать - он был красив и строен, по традиции, стоя слушал и отвечал на обращенные к нему речи - горец. «Сейчас на далекое время я не планирую. Я начинаю думать, а как - я доживу, не доживу… Старость это хитрая штука. Планы, конечно, есть, одно, второе… Есть. Я этим держу себя. Вот это меня поддерживает в жизни, что я планирую сделать то, сделать это. Вот, думаю, - вот это сделаю, потом, думаю, - вот это еще закончу. И так тянется друг за другом такая цепь, и я доволен, что так получается», - признался Лазарь Тазеевич.
Гости юбиляра возмущались тем, что у художника нет звания народного. Сам Гадаев ответил, что ему хватает признания тех, кто собрался его поздравить. Александр Тотоонов же отметил, что звание «народный» это самое почетное звание.
«Я думаю, сначала приходит всенародное признание, которое становится пьедесталом для народного», - сказал Тотоонов.