Сценарии своих фильмов Лариса Садилова, как правило, пишет сама. Для новой картины — "Ничего личного" — она придумала историю о сотруднике сыскного агентства, которому поручают установить жучки и видеокамеры в квартире молодой женщины. Народный артист Валерий Баринов и актриса Зоя Кайдановская убедительно разыграли ситуацию, при которой борются чувства и разум, но победителей нет и быть не может. С режиссером Ларисой Садиловой встретилась обозреватель "Известий" Вита Рамм.
вопрос: Героиня вашего фильма становится объектом страсти наблюдателя. Об этом и немецкий фильм "Жизнь других", ставший событием нынешнего киногода...
-ответ: "Жизнь других" все-таки больше политический фильм. Я же хотела показать камерную историю. Опытный сотрудник сыскного агентства сам от себя не ожидал, что может влюбиться в странную одинокую деву. Она ведь случайная жертва, и это ужасно вдвойне. Заказчик планировал собрать компромат на важную персону, но перепутал адрес любовницы. Под наблюдение попадает девушка из соседней квартиры...
в: И становится объектом страсти наблюдателя.
-о: Пока ошибка выяснилась, следящий успел прикипеть сердцем и нарушил закон дважды. Не только не снял "жучки", но и закрутил роман. Как профессионал он не имел на это права. Я намеренно придумала героя в возрасте. Валерий Баринов — актер мощного дарования, очень хорошо передал растерянность своего героя. Характер получился неоднозначный — и жену любит, и к девушке его тянет, и от работы устал... Еще во время написания сценария я знала, что главную героиню будет играть Зоя Кайдановская. Мне нужна была именно такая героиня — с тайной, со странностями, но при этом одна из многих, занимающаяся обычной работой, живущая обычной жизнью. Если бы не эти камеры наблюдения, то никто на нее не обратил бы внимания.
в: Вы снимаете городские истории в Орле, Брянске. Экспедиции сегодня — дорогое удовольствие. Не проще придумать московскую историю?
-о: В Москве и без меня снимают много картин. Я сама из провинции, из Брянска, и знаю, что большинство русских людей живут за пределами Москвы. Столица — другое государство со своими особенными законами, модой, условностями, штампами. А мне хочется, чтобы зритель смотрел и идентифицировал себя с героем. Я считаю, что государство, страну, родину, город лучше всего показывать через жизнь обычных людей.
в: Вы говорите о зрителе, но грустный парадокс в том, что ваша публика в основном населяет европейское пространство. Там у Садиловой почет, призы на фестивалях...
-о: Люди одинаковы везде. Везде влюбляются, рожают, разводятся, умирают. Европейский зритель в историях женщин из провинциальных городов России видит свои собственные проблемы. Везде женщины хотят любви, счастья. Везде семьи решают задачи, аналогичные нашим, — ищут нянь, пытаются преодолеть охлаждение чувств. Правда, есть проблема. Картины про людей, а не про "трансформеров", прокат игнорирует. В Европе в том числе. Может быть, за исключением Франции, где заботятся о собственном кинематографе на государственном уровне. Например, наши прокатчики придумали мифического молодого зрителя до 25 лет, которому не интересно ничто, кроме спецэффектов. Да, в кино ходят в основном молодые. Но я на своем опыте убедилась, что они вовсе не настолько примитивны. Я часто смотрю свои фильмы вместе со зрителями, слушаю их реакцию. Молодые очень хорошо воспринимают, понимают, сопереживают, а после сеанса говорят, что им нравится, когда фильм про "людей из жизни".
в: Может быть, вы снимете следующий фильм прицельно для молодого зрителя?
-о: Есть замысел психологической драмы. Родители, дети... Накопился собственный опыт, мой сын уже взрослый.
в: Насколько я знаю, он студент режиссерского факультета ВГИКа. Существует между вами конфликт поколений?
-о: Никогда не было. Мы с ним ровно идем, нога в ногу, но я стараюсь удерживать себя обеими руками и не влезать в его студенческую жизнь. Могу ему только подсказывать какие-то вещи. Но он должен прожить свою жизнь и снимать свое кино.
в: Однако очень важно вовремя помочь начинающему. Как, например, помог вам Никита Михалков с фильмом "С днем рождения!".
-о: Никита Сергеевич на самом деле сделал очень много. Первый раз он увидел этот фильм на фестивале "Кинотавр". Потом была премьера на месте съемок, в Кашире. И он специально приехал туда, чтобы представить картину. 1998 год, проката в России совсем не было. Я собиралась возить фильм по стране. И Михалков сам предложил: "Лариса, приезжай в "ТРИТЭ", я запишу свое мнение по поводу фильма, и когда ты будешь ездить по разным городам, этот сюжет послужит дополнительной рекламой. Я хочу, чтобы твою картину увидело как можно больше людей". "ТРИТЭ" еще оплатили изготовление копии с субтитрами для фестиваля в Мангейме, где мы получили приз. Так, благодаря помощи Никиты Сергеевича я попала на первый международный фестиваль.
в: Ваша творческая жизнь началась с уроков Сергея Герасимова. Сама была свидетелем, как трогательно Сергей Аполлинариевич и Тамара Федоровна занимались своими студентами.
-о: Они учили читать книги, анализировать живопись, смотреть фильмы. Но главное — они учили нас не плюсовать.
в: Что это значит?
-о: Есть действительность, место действия, есть время действия. Все должно соответствовать. Не плюсовать — значит не врать. Когда я снимала дебютную картину "С днем рождения!" и у меня не было никакого профессионального опыта, я все время себе задавала вопрос: откуда я это знаю? И понимала, как глубоко во мне сидят знания, которые мне дал Герасимов. С каждым фильмом всплывает что-то новое. Сергей Аполлинариевич часто повторял: "Научитесь выражать свои мысли ясно". Вроде бы — простая фраза. А на практике я до сих пор постигаю, как это нелегко осуществить. Я до сих пор ориентируюсь и на другой наказ своего учителя: "Снимайте о любви, о ревности, о зависти, о ненависти. Это темы вечные, и они будут интересовать людей и мир всегда".
в: Сейчас очень модно снимать римейки. И вообще в нашей жизни многое стало повторяться. Не хотели бы вы, допустим, "Молодую гвардию" Сергея Герасимова сделать заново?
-о: У меня не хватит сил и духа на это... А если думать о римейке, то мне бы хотелось заново снять фильм "Журналист". Я недавно вновь его пересмотрела. Абсолютное совпадение с сегодняшним днем! Только главного героя я отправила бы не просто в загранкомандировку, а в поездку с президентским пулом, например. Но, во-первых, это был бы дорогой проект, а во-вторых, снимая эту картину, я не смогла бы обойти острые углы сегодняшнего дня. У нас, мне кажется, наступает время эзопова языка, а я иносказания не очень люблю...