Популярные личности

Курт Швиттерс

немецкий художник
На фото Курт Швиттерс
Категория:
Дата рождения:
1887-06-20
Место рождения:
Ганновер, Германия
Дата смерти:
1948-01-08
Место смерти:
Эмблсайд, Германия
Гражданство:
Германия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Немецкий художник, работавший преимущественно в технике коллажа и ассамблажа и оказавший значительное влияние на развитие современного искусства.


ШВИТТЕРС, КУРТ (Schwitters, Kurt) (1887–1948), немецкий художник, работавший преимущественно в технике коллажа и ассамблажа и оказавший значительное влияние на развитие современного искусства. Обычно коллаж создается из наклеенных на поверхность картины кусочков бумаги (этикеток от бутылок, обрывков

газет, театральных билетов, марок). В некоторых из своих коллажей Швиттерс пошел дальше, употребляя кроме бумаги другие предметы – проволоку, ткань, стружку, пуговицы и прочие отходы индустриальной цивилизации, которые он аранжировал в сложные, но цельные композиции. Акцент, сделанный Швиттерсом на

«мусорной», «помоечной» основе этих ассамблажей, оказал сильное влияние на течения современного искусства, использующие в качестве художественного материала обыденные предметы. В этой традиции искусство рассматривается не как целенаправленное создание нового объекта, который был бы «выше» будничног

о мира или контрастировал с ним; произведение искусства должно быть плоть от плоти этого мира, заключать в себе его частицу. Поэтому и скульптура из «хлама» (джанк-скульптура), и поп-арт, и ассамблаж, и разнообразные конструкции и артефакты, и энвайронмент – все эти направления в какой-то мере обяза

ны своим существованием Швиттерсу. Такие художники, как Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, – его непосредственные преемники.

Курт Швиттерс родился 20 июня 1887 в Ганновере, в 1909–1914 учился в дрезденской Академии художеств. Во время Первой мировой войны служил в немецкой армии. Затем вернулся в

Ганновер и вскоре начал эксперименты в области абстрактного искусства, наклеивая на поверхность произведения обертки от папирос, обрывки билетов и другие клочки бумаги с текстом, заменявшие обычные краски. В один из своих коллажей Швиттерс включил заглавные буквы MERZ, вырезанные из рекламного плака

та. Позже он часто использовал вырезанные буквы, слова и предложения. Коллажи Швитттерса предвосхищают, таким образом, сопоставление слова и образа в искусстве 1960-х годов. Позднее он стал называть все свои конструкции, сделанные из отбросов, этим ничего не значащим словом MERZ, которым он назвал т

акже журнал, издававшийся в 1923–1932. Главные цели журнала состояли в том, чтобы представить теории и критику новых художественных направлений – дадаизма и конструктивизма. Этим же словом Швиттерс называл свои стихи, которые он начал писать в 1917, и даже себя самого.

В конце 1910-х годов худож

ник создавал большие рельефы, составленные из колес, деревянных планок, гвоздей и проволочной сетки. Эти ассамблажи, в отличие от более камерных коллажей, выглядели как монументальные произведения. В 1920-х и 1930-х годах он расширил сферу приложения творческих сил, создавая целые колонны, представл

явшие собой нагромождения разнообразных предметов и материалов, которые он называл merzbau. Впоследствии он применил концепцию merzbau при создании огромного ассамблажа из предметов, который занял большую часть трехэтажного дома. Merzbau было предшественником энвайронмента 1960-х годов, который спец

иализируется на создании огромных громоздких конструкций.

К сожалению, первое merzbau Швиттерса, находившееся в Ганновере, погибло при бомбардировке во время Второй мировой войны. Когда нацисты пришли к власти, художник уехал в Норвегию, где начал конструировать второе merzbau, но после оккупаци



Поделиться: