Имя польского режиссера Кшиштофа Кеслевского известно любому европейскому интеллектуалу, человеку, которому близки независимое кино и жанр артхаус. Он стал известным не только в Польше, но и во Франции, где создал свои лучшие работы. Несмотря на то, что Кеслевский рано ушел из жизни, он добился большого успеха как мастер философских драматических фильмов, большая часть из которых вошла в золотой фонд европейского кино.
Кшиштоф Кеслевский появился на свет в Варшаве 27 июня 1941 года. Его отец, который работал инженером, был болен туберкулезом, поэтому семья часто переезжала для лечения в другие города. Из-за этого детство Кшиштофа прошло в нескольких маленьких городках и деревнях.
Закончив школу, Кеслевский стал посещать курсы пожарных, но не продержался на них и трех месяцев. В 1957 году он решил стать театральным режиссером и записался в колледж театральных техников. В то время в Варшаве не было курсов режиссерского мастерства, поэтому Кшиштоф изучал основы киноискусства.
Через некоторое время юноша покинул колледж и отправился в Лодзь, чтобы поступить в прославленную киношколу, которая выпустила таких известных режиссеров, как Анджей Вайда и Роман Полански. Там его дважды выгоняли, а затем он некоторое время скрывался от службы в армии. Стабильно посещать киношколу Кеслевский начал в 1964 году.
Будущий режиссер довольно быстро потерял интерес к театру и принял решение посвятить свою жизнь кинематографу. Годы его учебы совпали с либерализац
ией в области культуры, поэтому артисты чувствовали себя достаточно свободно. В 1968 году Кшиштоф окончил школу и занялся постановкой своих первых фильмов.
Свою карьеру Кеслевский начинал с короткометражных и документальных фильмов. Как правило, в своих первых работах он изображал жизнь рабочих, горожан и солдат. И хоть картины не были политическими, попытки изобразить польскую повседневность приводили режиссера к конфликтам с властями. Например, телевизионная лента 'Работники 71' (1971) была сильно урезана из-за сцен с массовыми забастовками.
В фильме 'Станция' (1981) часть отснятого материала была использована в качестве доказательства в одном уголовном деле, а из-за картины 'Автобиография' (1975), в которой он показал заседание Политбюро, коллеги обвинили его в сотрудничестве с властью. Кеслевский понял, что снимать документальное кино при авторитарном режиме опасно и обратился к художественным фильмам. Он не сомневался, что вымысел способен показать жизнь более ярко и правдиво.
В ранних работах Кеслевского видны черт
ы соцреализма, а в съемках участвовали, как правило, непрофессиональные актеры. В картинах 'Персонал' (1975) и 'Шрам' (1976) рассказывается о повседневной жизни простых людей под давлением прогнившей системы. Эта тема прослеживается и в фильме 'Кинолюбитель' (1979), получившем премию на Московском фестивале. В этот период Кшиштоф присоединился к 'свободной группе' режиссеров, в которой состояли Агнешка Холланд и Анджей Вайда. Из-за связи с ними работы Кеслевского неоднократно подвергались цензуре и запрещались.
В 1988 году вышел необычный для творчества режиссера фильм 'Декалог'. Он был лишен социальности и политизированности и состоял из десяти коротких историй, которые базировались на десяти библейских заповедях. Изначально предполагалось, что каждый эпизод будет снимать разный режиссер, но затем Кеслевский взял под контроль весь проект. Эта картина заложила основу для последующих работ Кшиштофа. В ней чувствуется философия и элитарность, которые присуще его поздним фильмам.
Свои последние четыре картины Кшиштоф Кесле
ский снял во Франции благодаря продюсеру Марину Кармицу. В этих работах режиссер сосредоточился на метафизике и нравственных проблемах, продолжая тему, начатую в 'Декалоге'. Форма его поздних фильмов была более абстрактна, актерский состав уменьшился, духовные искания стали отличием не группы людей, а отдельных героев. Польша изображалась уже через взгляд иностранцев. Благодаря съемкам во Франции, Кеслевский стал широко известным в Европе.
В первой из этих картин 'Двойная жизнь Вероники' (1990) снялась знаменитая актриса Ирен Жакоб. Успех фильма позволил Кшиштофу осуществить его самый амбициозный проект – кинотрилогию 'Три цвета'. Фильмы не связаны сюжетом, но рассказывают об одних и тех же проблемах – одиночества, взаимопонимания и поиска своего места в обществе.
Все три картины – 'Синий' (1993), 'Белый' (1994) и 'Красный' (1994) – завоевали невероятную популярность и вывели Кеслевского в ряды ведущих режиссеров Европы. 'Синий' получил 'Золотого льва' на фестивале в Венеции, а 'Белый' был номинирован на 'Золотого медведя' Берлинского киносмот
ра, но в итоге получил награду за лучшую режиссуру. Последний фильм трилогии 'Красный' участвовал в программе Каннского фестиваля, а также был представлен в США, где номинировался на 'Оскар'. Благодаря фильмам Кеслевского, широкую популярность приобрели актрисы Жюли Дельпи и Жюльет Бинош.
В 1996 году Кшиштоф Кеслевский скоропостижно скончался от сердечного приступа. У него остались дочь Марта и жена Мария. Хотя он говорил, что после трилогии уже не будет снимать кино, незадолго до смерти режиссер приступил к подготовке проекта по 'Божественной комедии' Данте. Новая трилогия должна была состоять из фильмов 'Рай', 'Ад' и 'Чистилище'. На данный момент вышли картины 'Рай', которую снял Том Тыквер, и 'Ад', поставленная Данисом Тановичем.
Прошло почти 20 лет после смерти Кшиштофа Кеслевского, а он еще остается одним из самых влиятельных и популярных европейских режиссеров. Его работы изучают в университетах и киношколах всего мира. Жизнь режиссера описана в автобиографической книге 'Кеслевский о Кеслевском' и фильме Кшиштофа Вержбицкого 'Я так себе'