Ксению Маринину называли 'живой легендой телевидения', 'живой телевизионной эпохой'. К сожалению, 23 июля 2014 года Ксении Борисовны не стало. Ей была суждена не просто долгая и очень активная жизнь, но еще и удивительное творческое долголетие, а также огромная нравственная сила.
Ксения Маринина, урожденная Гольдгаар – москвичка по рождению, однако ее мать, Ксения Данилевич, происходила из семьи белорусских крестьян. Первая мировая война оставила девушку круглой сиротой, и она сумела самостоятельно, буквально пешком, добраться до столицы и поступить на фельдшерские курсы. Обучение было бесплатным, а чтобы заработать на еду, Ксения Данилевич носила воду и рубила дрова, и за небольшую плату подменяла своих соучеников на дежурствах в госпитале. Очень красивая и общительная девушка имела множество друзей, и вскоре вышла замуж за Бориса Августовича Гольдгаара. Бывший немецкий дворянин был красным командиром, а впоследствии руководил Трехгорным пивоваренным заводом. Ксения родилась 5 февраля 1922 года, и уже после ее рождения мать окончила медицинский институт и стала врачом. Вскоре ей пришлось растить дочь самостоятельно – происхождение и фамилия мужа делали его удобной мишенью для доносов, и после нескольких арестов родители официально развелись, при этом Ксения-старшая еще не раз выручала мужа из различных неприятностей.
Артистический талант Ксюши проснулся довольно рано. С трех лет она придумывала себе наряды, устраивала декорации из перевернутой мебели и декламировала стихи. В 1939 году она была отобрана для участия во Всесоюзном конкурсе, который проходил в Большом театре. Девушка выучила большой отрывок из поэмы 'Мцыри', приготовила лучший наряд – и буквально перед самым выступлением почувствовала предательскую хрипотцу из-за съеденного накануне мороженого. Однако отступать было некуда - и ее выступление стало блестящим. В выпускном классе, кроме подготовки к поступлению в театральное училище, Ксения, по моде того времени, записалась в аэроклуб и даже сделала несколько тренировочных полетов. Потом она с горечью рассматривала фотографии своих бывших товарищей по клубу, которые не вернулись с войны, особенно одного из них, перед ко
торым чувствовало вину за неуместное кокетство и нелепые размолвки.
Годы обучения Ксении в Щепкинском театральном училище пришлись на войну. В 1945 году молодая актриса поступила в Малый театр, затем в Театр киноактера. Спектакли, концерты, гастроли – и близкое знакомство со знаменитыми ветеранами Малого театра и МХАТа, оперными исполнителями, режиссерами. В 1950 году Ксения попробовала свои силы в режиссуре, поставив спектакль в театре Ленкома, и поняла, что профессия режиссера ей нравится больше, чем актерское ремесло. Она поступила в ГИТИС, на факультет режиссуры, а дополнительно стала студенткой-заочницей философского факультета МГУ. А в 1957 году, после небольшого периода работы режиссером в театре им. Пушкина, Ксения Маринина пришла на Центральное телевидение, на должность режиссера литературно-драматических передач. Ее рабочим местом стал старый канцелярский стол, стоящий во множестве таких же столов. Открыв один из ящиков, Ксения обнаружила там выводок котят. Коллеги крайне удивились и единодушно решили, что это счастливый знак – и они оказались правы!
Телевизионные программы того времени отличалось от современных не только своей значимостью в жизни телезрителей. Владельцы телевизоров смотрели все передачи от начала до конца, и нередко 'на телевизор' приходили и соседи. При этом статичность кадров и черно-белые цвета 'голубого' экрана компенсировались живыми эфирами, оперативностью подачи материалов, тщательностью подбора текстов и видеоряда. Хотя телевизор считали серьезным конкурентом кинотеатрам, именно телевидение того времени уделяло много внимания кинофильмам и мастерам кино. В 1960 году Маринина стала режиссером редакции кинопрограмм, а в 1962 году возглавила передачу, которая стала легендой советского телевидения.
'Кинопанорама' рассказывала о новинках отечественного и зарубежного кинопроката, представляла известных актеров и режиссеров,
истории из мира кино. Каждый из ее ведущих – Зиновий Гердт, Эльдар Рязанов, Алексей Каплер и другие знаменитости – были уникальными личностями, вносившими в передачу что-то свое, не всегда контролируемое высшим руководством. Но при этом Ксения Маринина, нередко ходившая по краю пропасти, всегда умела отвести начальнический гнев. Буквально в начале своей карьеры, в 1963 году, ей было настоятельно рекомендовано вырезать из сюжета о III Московском фестивале упоминание о режиссере Феллини, получившем главный приз за знаменитый фильм 'Восемь с половиной'. Маринина не послушалась, сохранив тем самым уникальные записи интервью с Феллини, Симоной Синьоре и другими звездами. Более того, появление в 'Кинопанораме' нередко становилось моментом 'снятия опалы'. Так было, например, с Людмилой Гурченко, которая после сюжета в 'Кинопанораме' вновь стала получать приглашения на главные роли. Большое недовольство руководства ЦТ вызвала и подготовка программы с участием Владимира Высоцкого. Было специально оговорено, что в передаче примет участие большая группа актеров, а Высоцкий исполнит только одну песню. Однако легендарный певец стал единственным участником, и записал целый цикл песен. Отснятый материал лег на полку и вышел на экраны уже после смерти Высоцкого, став самой яркой из его прижизненных записей. В 1987 Ксения Борисовна стала автором фильма 'Владимир Высоцкий: Монолог'.
'Кинопанорама' держалась на пике популярности до начала 90-х годов. Разразившийся кризис отечественного кинематографа не мог не отразиться и на судьбе знаменитой передачи, и в 1995 году она перестала выходить в эфир. Ксения Маринина, несмотря на возраст, возглавила АО 'Панорама', вела цикл передач на канале 'Культура'. В 2003 году ей было присвоено звание Народной артистки РФ, а в 2012 году она в честь 'золотого' юбилея 'Кинопанорамы' получила приз оргкомитета фестиваля 'Московская премьера'.