В молодости входил в кружок писателей и художников-модернистов, сформировавшийся вокруг С.Пшибышевского, который был его близким другом.
ДУНИКОВСКИЙ, КСАВЕРИЙ (Dunikowski, Xawery) (1875–1964), польский художник, один из лидеров национального символизма и модерна.
Родился в Кракове 24 ноября 1875. Занимался в мастерской Б.Сыревича в Варшаве, а затем в Школе изящных искусств в Кракове, которую окончил в 1897. С 1904 много работал как
педагог (в Школе изящных искусств в Варшаве и других училищах). В 1914–1923 жил в Париже, в остальные годы – в Кракове и Варшаве.
В молодости входил в кружок писателей и художников-модернистов, сформировавшийся вокруг С.Пшибышевского, который был его близким другом. Его укрупненные по формам, п
олные внутреннего напряжения символические фигуры (цикл Человек, куда входят, в частности, Материнство, позолоченое дерево, 1900, и Дуновение, кованая медь, 1901–1902; цикл Беременные, бронза, 1906–1908) стали этапными вехами новой польской пластики. Испытал значительное влияние кубизма. С годами в
его творчестве усилилось эпическое начало (модель памятника Болеславу Храброму, дерево, гипс, 1916–1917; все работы – в Национальном музее, Варшава), присущее, в первую очередь, его главному скульптурному ансамблю (это деревянные Вавельские головы – серия исторических портретов и типажных образов в
кессонах потолка Посольского зала Вавельского замка в Кракове, созданная как продолжение аналогичного рода декоративного комплекса 1531–1535). В 1940 скульптор был арестован немецкими оккупантами по подозрению в связях с движением Сопротивления и отправлен в Освенцим, откуда его освободили советские
войска (1944).
В послевоенные годы стал одним из ведущих монументалистов страны (памятник силезским повстанцам в Катовицах, 1949–1952; мемориал Освобождения в Ольштыне, 1949–1955; памятник солдатам 1-й армии Войска Польского в Варшаве, 1962–1963; все – гранит). Данным произведениям присущ значи
тельный оттенок партийной официозности, сказавшийся и в продолжении цикла Вавельских голов, где революционеры Я.Домбровский и Ф.Э.Дзержинский присоединились к Ф.Шопену, Ю.Словацкому, М.Склодовской-Кюри и польским королям (ряд «голов» был исполнен и в виде станковых произведений). Однако мощная, эпич
еская стилистика мастера продолжала пользоваться большим авторитетом, выходя за узко идеологические рамки (знаменательно, что монумент в Варшаве всегда именовался в народе просто Памятник польскому солдату – без партийных уточнений). Укреплению этого авторитета способствовала и экспрессионистская жи