В последнее время все чаще говорят о том, что современный кинематограф перестал быть искусством и превратился в бизнес. Мол, влияние в нем имеют продюсеры, сценаристы, актеры, агенты актеров, но только не режиссеры, которые по сути превратились в обслуживающий персонал. Но не все. Есть еще режиссеры, которые на собственном примере доказывают, что это не так. Среди них – Кристофер Нолан, который вызывает двойной интерес. Его фильмы и прибыль приносят, и удостаиваются наивысших похвал.
Кристофер Нолан появился на свет в Лондоне 30 июля 1970 года. Его отец, англичанин, специализировался на рекламном бизнесе, а мать, американка, была стюардессой трансатлантических авиалиний. Детство Кристофера прошло в двух странах: часть времени он проводил в Англии, а часть в США. Повзрослев, Нолан получил и британское, и американское подданство.
Как и большинство известных режиссеров, Кристофер увлекся кино еще в детстве. В 7 лет он посмотрел только вышедший на экраны фильм Джорджа Лукаса 'Звездные войны' и решил, что обязательно станет режиссером. Родители поощряли увлечение сына. Отец купил ему любительскую видеокамеру, на которую и был снят первый фильм Нолана. Он собрал всех своих солдатиков и снял батальную военную ленту.
После окончания
школы Кристофер поступил в колледж при Лондонском Университете, где изучал классическую английскую литературу. Знания, полученные в колледже, помогли ему в написании сценариев, через которые он и пробился в мир большого кино. В то же время Нолан продолжал снимать короткометражные работы, получавшие хорошие отзывы на международных кинофестивалях.
Решив серьезно заняться режиссурой, Нолан организовал собственную кинокомпанию 'Sincopy Films', которую возглавила его жена Эмма Томас. В 1998 году вышла короткометражная лента 'Преследование', сделавшая режиссера широко известным в Европе. При бюджете в 6 тысяч долларов картина собрала в прокате около 50 тысяч. Нолана заметили крупные продюсеры и предложили ему заняться съемками полнометражного фильма.
стность
Кинодебютом Нолана стал психологический триллер 'Помни' (2000), который произвел настоящий фурор. Картина, рассказывающая о человеке с редким расстройством памяти, который желает разгадать тайну смерти своей жены, дала понять критикам и зрителям, что в киноиндустрии появился новый влиятельный режиссер. Режиссер, обладающий способностью совмещать в кино и притягательную атмосферу, и глубокий смысл, и изысканный сценарий, и делать из всего этого привлекательный конечный продукт.
'Помни' стал культовым фильмом и принес Нолану всемирную известность. К тому же он получился коммерчески выгодным: при бюджете в 9 миллионов фильм принес около 40 миллионов. Такую же участь ждали и следующие картины режиссера. Его умение создавать работы, приносящие прибыль, сде
али Нолана одним из самых востребованных режиссеров Голливуда.
В 2002 году вышел первый крупный проект Кристофера Нолана - 'Бессонница' с Робином Уильямсом и Аль Пачино в главных ролях. Картина является ремейком одноименной скандинавской работы и рассказывает о расследовании убийства молодой девушки. Фильм был тепло встречен критиками и зрителями.
После выхода 'Бессонницы' на Нолана обратила внимание компания 'Warner Bros.', искавшая режиссера для нового фильма о Бэтмене. Главным требованием компании было возродить интерес зрителя после провальной картины 'Бэтмен и Робин'. Нолан совместно со сценаристом Дэвидом С. Гойером начал думать над новой интерпретацией классического комикса. Результатом их работы стала картина 'Бэтмен: Начало' (2005), получившая нескольк
о престижных кинонаград и номинацию на 'Оскар'. И хоть фильм не стал суперприбыльным (только покрыл расходы), главная задача была выполнена – интерес зрителей к Бэтмену вырос в несколько раз.
После фантастической ленты 'Престиж' (2006), которая удостоилась высоких похвал, Нолан приступил к съемкам второй части трилогии о Бэтмене 'Темный рыцарь' (2008). Одну из главных ролей сыграл Хит Леджер, трагически погибший до выхода картины на экраны. Фильм ожидал настоящий триумф. Критики отзывались, что незабываемый и многозначный 'Темный рыцарь' получился не только как замечательная адаптация комикса, но и как волнующая криминальная сага. 8 номинаций на 'Оскар' и более 1 миллиарда кассовых сборов стали подтверждением того, что фильм получился наиболее успешным из всех с
рий о Бэтмене. Джокер в исполнении Леджера был признан одним из величайших киногероев за всю историю кино.
Кристофер Нолан стал не только всемирно известным, но и богатым, что позволило ему осуществить свою давнюю мечту. Сценарий фильма 'Начало' (2010) был написан еще в 2000 году, но тогда у режиссера не было денег, а кинокомпания 'Warner Bros.' отказалась выступить спонсором по причине отсутствия у Нолана опыта. Фильм, основанный на идее осознанных сновидений, рассказывает о работниках промышленного шпионажа, которые используют специальные приемы, чтобы извлечь нужную информацию путем вторжения в сны. Необычная идея, спецэффекты, запутанный сюжет и своеобразная философия обеспечили фильму невероятный успех. Критики сравнили его с 'Матрице
й' и отметили, что он задевает не только разум, но и душу.
Не успел Кристофер Нолан отпраздновать успех картины 'Начало', как его ждал новый триумф. Третья часть истории о Бэтмене 'Темный рыцарь: Возрождение легенды' (2012) превзошла все ожидания. Более 1 миллиарда долларов в прокате! Критики положительно оценили фильм, хотя некоторые отметили, что по качеству он намного уступает второй части.
Будет ли новый проект Кристофера Нолана пользоваться успехом у зрителей и критиков? Безусловно. Это режиссер, который способен превратить любой блокбастер в настоящее произведение искусства. Какой бы фильм Нолан не снял, он обязательно становится темой для обсуждения и предметом для подражания. И конечно же, приносит немалые деньги, на радость продюсерам и кинокомпаниям.