В Москву на премьеру Плюшевого синдрома прилетел знаменитый французский актер Кристиан Клавье. Этот невысокий комик играл шустрого слугу Жана Рено в комедии Пришельцы в Америке, а в фильмах об Астериксе и Обеликсе помогал Жерару Депардье находить неприятности и выпутываться из них.
- Какие чувства вызывают у вас беспорядки во Франции?
- Вполне естественные беспокойство и озабоченность. Эти события вызваны глубокими и сложными проблемами, на которые мы столько лет закрывали глаза. С одной стороны, это вопросы социальной защиты граждан независимо от того, французы они по происхождению или нет, а с другой стороны, это катастрофическая неспособность властей обеспечить безопасность в стране. Самое страшное, что у этих людей нет надежды на будущее: их дети, рожденные во Франции, не будут французами, они будут детьми арабских эмигрантов. А раз это так, то с какой стати они должны уважать наш закон?
- По-вашему, могут ли волнения перерасти в революцию?
- Нет. Это американский тип бунта, когда угнетенная часть населения борется не за власть, а за равенство, то есть, между прочим, за один из столпов Французской Республики. Наши правители провозгласили свободу, равенство и братство, а толку - чуть. Собственно, та же проблема, только в упрощенном виде, существует в нашей системе образования: предметов в школе настолько много, что изучить их все нереально. Так и с предоставленными гражданам правами: наобещали с три короба, а реализовать не получается.
- Вы видели Скрытое Михаэля Ханеке?
- Я посмотрю его на следующей неделе в Вене. Мой приятель Даниэль Отой пригласил меня на премьеру. Видите, в Париже у нас нет времени встречаться, придется лететь в Австрию.
- В Скрытом есть мысль о том, что французы спровоцировали агрессию стран третьего мира. Герой Отоя страдает от комплекса вины перед знакомым алжирцем. Вас подобные мысли не посещали?
- Французы вообще склонны к самобичеванию. Например, вспоминая о Второй мировой войне, от комплекса вины страдают и те, кто жил на оккупированной территории, и те, кто принимал участие в Сопротивлении. По-моему, это не лучшее качество, но избавиться от него мы не можем.
- В числе своих друзей вы упомянули Даниэля Отоя, а с Жаном Рено и Жераром Депардье вы отношения поддерживаете?
- Они все мои очень близкие друзья. Хотя дружить с Депардье, мягко говоря, нелегко. Мы с ним, бывало, проводили поразительные часы, но я перед ним немного робею. Может быть, все дело в том, что он человек совершенно исключительного таланта, потрясающего ума, и в то же время он удивительно несчастен, поэтому часто впадает в меланхолию. С Рено проще, потому что он, наоборот, родился под абсолютно счастливой звездой.
- Вы верите в заявления Депардье об уходе из кино?
- Нет.
-А попытки Рено сниматься в голливудских блокбастерах одобряете?
- Жан собаку съел на экшнах. Собственно, он и прославился после фильмов Люка Бессона, который всегда ориентировался на Голливуд. Так что, раз у Рено появилась возможность поработать в Штатах, для него это только плюс.
- Вы бы хотели работать в Голливуде?
- Я там работал, но мне не понравилось. Там все чрезмерно: если считают деньги, то миллиардами, если создают спецэффекты, то в таких количествах, что на все остальное просто не остается экранного времени. И потом, для меня Америка, против которой так долго боролся Советский Союз, является страной победившего коммунизма. Там, во-первых, всё одинаково, даже набор продуктов в холодильниках или вещей в шкафах высокооплачиваемого менеджера и бедного служащего, а во-вторых, в Штатах все подчинено железной иерархии. Жизнь страны настолько хорошо спланирована, что никаких неожиданностей от нее ждать не приходится.
- Кого вы поддерживаете в Плюшевом синдроме, своего героя - владельца монополии или пролетария, которого сыграл Жак Вийере?
- В своей предыдущей тираде я забыл уточнить, что идеи коммунизма меня никогда не привлекали. Так что вставать на сторону оппонента моего персонажа не собираюсь. К тому же я хотел показать бизнесмена с человеческим лицом.
- Вы сыграли главную роль в сериале Наполеон. Каково вам было играть, возможно, важнейшего человека в истории Франции?
- Достаточно сказать, что я готовился к этой роли два года. И, между прочим, в отеле Националь, где я сейчас остановился, висит картина Наполеон перед Москвой. Так что его образ преследует меня даже в России.
Олигарх доигрался
Плюшевый синдром выходит в прокат
Во время недавнего выступления по ТВ модельер Валентин Юдашкин на вопрос Что такое плюшевый синдром? ответил: Это когда шуба сшита из задницы Чебурашки. Французский режиссер Венсан де Брю трактует это понятие иначе - как болезненное пристрастие олигарха к мягким игрушкам.
Еще три года назад Павел Лунгин увековечил Бориса Березовского в фильме Олигарх. Теперь вслед за русским режиссером подтянулись и французы, выпустившие свою оду крупному бизнесу. Правда, вряд ли прототип Жака-Андре Марти останется доволен результатом - уж больно мелким вышел главный герой Плюшевого синдрома. Если Платону Маковскому, сыгранному Владимиром Машковым, для счастья требуется по меньшей мере живой слон, то ЖАМу, как его сокращенно называют коллеги, нужен всего лишь драный плюшевый мишка.
А ведь за образом Жака Марти (Кристиан Клавье) скрывается не кто иной, как Жан-Мари Мессье, прозванный Ж2М, - основатель французского концерна Vivendi, ставшего в 2000 году второй по величине медиа-империей мира. Правда, не выдержав конкуренции, европейский гигант был вынужден фактически покинуть американский рынок. А Мессье в 2002 году подал в отставку.
Впрочем, в Плюшевом синдроме глава компании Valdis еще сопротивляется натиску могущественного врага из Австралии (Руперта Мэрдока, как нетрудно догадаться). Но все его планы рушат приступы паники, которые охватывают героя в самые ответственные моменты.
Плюшевый синдром - комедия. Вот только мало кому удавалось рассмешить зрителя историями о чередовании падений и взлетов курса акций. Не получается это и у Венсана де Брю. Даже несмотря на участие в фильме признанного комика Кристиана Клавье. Может быть, знаменитый актер и спас бы фильм, если бы основными и единственными качествами его героя не были заикание и чрезмерная потливость. А так результатом всех стараний Клавье оказывается жалость, даже не к персонажу - к актеру.
Гораздо забавнее в фильме выглядит Жак Вийере, сыгравший мелкого бухгалтера, активиста, коммуниста и простачка, который неожиданно оказывается жизненно необходим Жаку Марти. В результате старичок с лицом доброго мишки реализует одну из главных заповедей социализма: кухарка, управляющая государством. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Собственно, по логике вещей на месте Вийере должен был оказаться сам Клавье, а роль Ж2М явно предназначалась одному из его вечных напарников - Жану Рено или Жерару Депардье. Харизматичный главный герой явно сгладил бы нелепости Плюшевого синдрома, сделав фильм и более смешным, и более весомым. Как-никак и тот, и другой актер - фигуры крупные сами по себе. Но, видимо, проблемы фрейдизма в жизни олигархов и участия пролетариев в управлении монополиями Рено и Депардье не заинтересовали.
Как и создатели всех кинобиографий (особенно если главным героем становится воротила медийного бизнеса), Венсан де Брю замахивался на Гражданина Кейна. Однако по гамбургскому счету, если уж идти по стопам Уэллса, то снимать кино нужно никак не о Мессье, а о его противнике - Руперте Мэрдоке. Вот уж кто настоящий король современных СМИ. Но создателям Плюшевого синдрома явно хотелось поддержать отечественного производителя, вот и пришлось принести историческую справедливость, а также зрелищность и остросюжетность фильма в жертву правильной идеологии.