Хюльсмайеру часто приписывают изобретение радара, но его аппарат, названный телемобилоскопом, не мог непосредственно измерять расстояние до цели. Телемобилоскоп, однако, стал первым запатентованным устройством, обнаруживающим присутствие удаленных объектов с помощью радиоволн...
Кристиан Хюльсмайер родился 25 декабря 1881-го, в д. Айдельштедт, Нижняя Саксония, Германия (Lower Saxony, Germany). Он был младшим из пяти детей Иоганна Генриха Эрнста Мейера и Элизабеты Вильгельмины Бренниниг. При рождении мальчика нарекли как Иоганн Кристель, но, как только миновало раннее детство, прижилось имя Кристиан.
Во время школьного обучения талант Хюльсмайера был отмечен преподавателем, и в 1896-м этот же педагог помог ему поступить в педагогический колледж в Бремене (Bremen). В школе Кристиан проявлял особый интерес к физике. Ему дозволялось использовать лабораторию по физике в неурочные часы для проведения собственных экспериментов. Его больше интересовала практика, нежели сами по себе академические исследования.
В июне 1900-го Хюльсмайер оставил колледж, не завершив учебу, и устроился в качестве электрика-стажера на завод 'Siemens & Halske' в Бремене. Там он узнал о том, как различные приборы получают промышленное применение, и его желание изобретать раскалилось докрасна. В апреле 1902-го Кристиан ушел завода, стал жить вместе со своим братом Вильгельмом в Дюссельдорфе (Düsseldorf) и развивать свои идеи по созданию электрических и оптических изделий.
Вильгельм помог брату открыть мастерскую, где Кристиан создавал свои изобретения. Среди них оказался так называемый телефонограмм, телеграфировавший звуки; электрооптическая система передачи данных и беспроводное устройство для удаленного воспламенения взрывчатых веществ. Хюльсмайер продал несколько своих патентов и других изобретений.
При разработке беспроводного устройства Хюльсмайер прочитал об открытии Генриха Герца (Heinrich Hertz) – о том, что электромагнитные волны отражаются от металлических поверхностей. Кристиан вернулся к этому явлению, когда разрабатывал систему для предотвращения столкновения кораблей в тумане. Он назвал свое изобретение телемобилоскопом, подав заявку на патент 21 ноября 1903-го и начав поиски спонсоров.
Генри Мангейм, торговец кожей из Кельна (Cologne), в марте 1904-го инвестировал 2000 марок в предприятие Хюльсмайера, рассчитывая получить 20% от будущих доходов. Фирма 'Telemobiloskop–Gesellschaft Hülsmeyer & Mannheim' была официально зарегистрирована в Кельне (Cologne) 7 июля 1904-го.
Телемобилоскоп в сути своей представлял искровый передатчик, подсоединенный к множеству дипольных антенн, и приемник с функцией когерера, с цилиндрической параболической антенной, способной вращаться на 360 градусов. К устройству прилагалась система борьбы с ложными сигналами. Телемобилоскоп не мог непосредственно измерять расстояние до цели, но в апреле 1906-го отдельный патент описывал способ, при котором рассчитывался приблизительный диапазон.
Первая публичная демонстрация телемобилоскопа состоялась 17 мая 1904-го, во дворе отеля 'Dom Hotel' в Кельне. Конференция прошла в июне 1904-го, в Схевенингене, Нидерланды (Scheveningen, Netherlands), с участием крупных судоходных компаний, оставшихся довольных работой устройства. В одной из газетных статей было сказано: 'Поскольку металлические объекты отражают волны под и над водой, изобретение [Хюльсмайера] может иметь значение для военных действий в будущем'.
Проектировка телемобилоскопа и его демонстрации истощили фонды компании 'Telemobiloskop–Gesellschaft'. 12 августа 1904-го права на устройство были проданы фирме 'Z.H. Gumpel daselbst' из Ганновера (Hannover). Согласно сделке, Хюльсмайер мог просить до 5000 марок на будущие исследования и претендовать на 45% от будущих продаж.
Компания беспроводного телеграфирования и сигнализации, созданная итальянским изобретателем Гульельмо Маркони (Guglielmo Marconi), вытеснила телемобилоскоп, доминируя в Европе и заключая договоры практически со всеми транспортными компаниями. Одним из пунктов договора значился запрет на использование любых других устройств, не произведенных фирмой Маркони. В официальном реестре в Кельне сказано, что компания 'Telemobiloskop–Gesellschaft Hülsmeyer & Mannheim' перестала существовать 5 октября 1905-го.
В 1904-м Хюльсмайер также подал заявку на патент на его машину для обжима металлических стержней и труб по диаметру. В 1906-м он учредил фирму, занимающуюся поставкой оборудования для производства ламп накаливания. Еще через год Кристиан основал в Дюссельдорфе компанию 'Kessel-und Apparatebau Christian Hülsmeyer', которая многие годы производила паровые и водогрейные аппараты, датчики высокого давления и антикоррозионные фильтры (под торговой маркой 'Rostex'). Компания просуществовала вплоть до 1953-го.
За годы своей карьеры Хюльсмайер воплотил в жизнь и запатентовал около 180 изобретений. Его предприимчивость и изобретательность помогли Кристиану обрести финансовый успех. Несмотря на неутихающие споры о том, кого считать изобретателем радара, Хюльсмайер по-прежнему остается в почете в родной Германии. В январе 1982-го профессор К. Мауэль прочитал лекцию в Дюссельдорфе об истории радара, отметив столетие со дня рождения Кристиана. В 2002-м на конференции EUSAR в Кельне ключевая речь носила название 'Хюльсмайер – изобретатель радара'.
29 октября 1910-го Кристиан женился на Луизе Петерсен из Бремена. В период между 1911-м и 1924-м у пары родилось шестеро детей. Один них, Аннелиза Хюльсмайер-Хекер, продолжает хранить коллекцию документов, связанных с ее отцом, и всего того, что о нем было написано. Она также сыграла ключевую роль в сборе различных предметов, в том числе составляющих телемобилоскопа, ныне выставленного в Немецком музее (Deutsches Museum Munic).
Кристиан Хюльсмайер умер 31 января 1957-го.