'Было бы неплохо, если бы мы могли посмотреть на себя несколько со стороны или глазами других. В принципе, ничего страшного не происходит. Просто трудно'.
Криста Вольф, пожалуй, самая значительная писательница ГДР, символизировала собой, как и целое поколение представителей интеллигенции, альтернативную общественную систему в Германии. Вольф, остававшаяся членом СЕПГ до лета 1989 года, выступила против объединения Германии, так что уже вскоре вопрос о её месте в немецкой литературе стал предметом бурных споров.
Криста Вольф родилась в 1929 году в городе Ландсберг (ныне Гожув-Велькопольски в Польше) в семье коммерсанта. По окончании школы в Мекленбурге Вольф изучает германистику в Йене и Лейпциге. В 1949 году она становится членом СЕПГ. В 1961 году Вольф публикует своё первое произведение 'Московская новелла', получившее широкое признание в ГДР.
С 1962 года Вольф занимается исключительно писательской деятельностью. Опубликованный в том же году роман 'Расколотое небо', который был почти сразу же экранизирован, стал первым большим писательским успехом Вольф, получившей за него премию имени Генриха Манна. В романе, действие которого происходит во время строительства Берлинской стены, Вольф касается проблематики разделённой Германии.
Впервые бурные дебаты вокруг Кристы Вольф разгорелись в 1989 году после публикации её рассказа 'Что остаётся'. Рассказ был опубликован уже после падения Берлинской стены, но написан он был ещё в 1979 году. В нём речь идёт о писательнице (в ней без труда можно узнать саму Вольф), находящуюся под постоянным наблюдением гэдээровской службы безопасности и пытающуюся найти новый язык, чтобы таким образом вырваться из строго контролируемого общества. Она отчаянно старается найти ответ на вопрос: почему общество ГДР потерпело крах. Констатируя в себе недостаточность мужества (хотя в 1976 году Вольф подписала протест против того, что власти ГДР лишили известного гэдээровского барда Вольфа Бирмана гражданства), писательница считает и себя в какой-то мере виноватой.
Споры разгорелись вокруг вопроса, почему свой рассказ Вольф опубликовала так поздно. Можно ли считать Вольф борцом сопротивления, если у неё не хватило мужества опубликовать свой рассказ на Западе тогда, когда она его написала?
В защиту Вольф выступили такие видные представители немецкой интеллигенции, как Вольф Бирман, Гюнтер Грасс. По их мнению, Криста Вольф всегда была самокритичной, о чём свидетельствуют её произведения. С тех пор, как в 1968 году был опубликован её роман 'Размышления о Кристе Т.', Вольф всегда ставила под вопрос модель гэдээровского государства. Она хотела остаться в Восточной Германии, и если бы она стала высказываться против государства, то её просто бы лишили гражданства, а если бы она молчала, то ей пришлось бы прекратить писать.
Вольф очень критически относилась к западному капитализму и материализму. После падения Берлинской стены Вольф призывала пойти 'третьим путём', то есть создать новое независимое, демократическое, свободное, социалистическое государство. Она опасалась, что Запад просто колонизирует восточную часть Германии. Многие представители западной интеллигенции, придерживающиеся правых взглядов, считали призывы Вольф весьма опасными.
Германия по-прежнему остаётся центральной темой в произведениях Кристы Вольф. Но теперь ситуацию в стране она не считает драматической.