Существует два лидера у группы Краденое Солнце: Джефф (приметы: на груди висит табличка ОСТОРОЖНО, ОКРАШЕНО!, тонкий, ироничный, в глазах пляшут веселые чертики, вкусно пахнет пивом) и Джефф (угрюмый, во все стороны торчат иголки, неразговорчив, журналистов считает халявщиками, но с публикой добр и сердечен). Так получилось, что обоих мы наблюдали с перерывом в сутки.
Не то, чтобы два фронтмена на одну группу это много. Но они разные. И это стоит иметь в виду, когда читаешь интервью.
Итак, мы сидим в офисе Звуков, постоянно звонит телефон и щелкает фотограф Наденька. Джефф смущенно просит не снимать его со спины, потому что шея тоже покрасилась. И ладони. И лицо. Вы только посмотрите на эту фотографию: никакой ретуши не поддается.
Или так: Джефф сидит, свесив ноги, на сцене, болтая ногами перед прессой в компании других членов группы.
ЗВУКИ.RU: - Вашей команде свойственны резкие перепады от бурной жизни к затишью: от громких концертов к полной тишине. У вас никогда не было искушения более активно вылезать на публику, в тусовки, может быть, переехать вообще поближе к СМИ, больше светиться или использовать другие каналы связи с общественностью?
Джефф: - Как то - Интернет?
ЗВУКИ.RU: - Интернет - сомнительный канал для широких масс: все-таки им пользуется не каждый второй.
Джефф: - Совершенно верно. Я пытался, на самом деле, несколько раз жить именно в Москве - по месяцу, по полтора, но у меня это дело плохо получается, потому что я не могу здесь находиться, здесь мне очень плохо. Здесь совершенно другой ритм жизни, я не могу ходить ни по улице, ни в метро. Люди бегут куда-то, толкаются. У нас в Ленинграде все не так: люди вежливые, женщинам в транспорте уступают место. Ну да Бог с ним, люди разные бывают.
А в Москве мы на самом деле очень часто бываем. В первый раз мы в Москве побывали в 98 году, и после мы часто здесь бывали, но дело в том, что играли мы, в основном, по маленьким клубам и вовремя не успели подписать хороший контракт: пока выбирали фирму грамзаписи, случился кризис. А сейчас - этот контракт, мы ушли из Театра ДДТ, теперь сотрудничаем с Мороз Рекордс. А что касается большой работы - я не знаю, имеет ли смысл в Москве обосновываться? Каждый должен быть на своем месте. Я в Москве, например, не смог бы писать песни.
ЗВУКИ.RU: - Я не говорю, что необходимо «обосновываться». Но дело в том, что вас очень редко можно увидеть и услышать на больших площадках, в составе больших концертов и фестивалей. Обидно, когда для того, чтобы послушать КС, надо ехать в Питер - на фестиваль FUZZA (по случаю) или в клуб (целенаправленно).
Джефф: - Да, как правило, мы чаще играем на фестивалях. Но дело в том, что в Питере, по большому счету, вообще негде играть: там с клубами вообще беда, они еле выживают. Есть три-четыре подходящих клуба, в которых можно играть живую музыку.
А вообще в группе у нас произошло много всяких изменений. Во-первых, последний альбом написан моей рукой. До этого песни писали клавишник и гитарист, а здесь альбом состоит целиком из моих песен. Он более депрессивный, в нем мало веселых песен. Когда звукооператор на сведении послушал эти композиции, он говорит: «Ну, что ж такое?! Ни одной песни, чтобы про смерть не было!». Но это просто получилось, что я так песни подобрал - депрессуха полная.
ЗВУКИ.RU: - А может, это и правильно? Ведь предыдущие альбомы все были очень солнечные -
Джефф: - Да, и меня это, на самом деле, немножко пугало. Потому что музыку мы в последнее время играли со сложными ритмами - 5/4, 9/4, 11/4, 15/4 - и когда играешь на стадионе, народ, который находится в зале, элементарно не знает, в какую сторону «козу кидать». А в новом альбоме песни немножечко попроще - все на 4/4, все понятно: как головой надо мотать, как ногами топать.
ЗВУКИ.RU: - Но это же автоматически снижает возраст аудитории!
Джефф: - Мне хотелось привлечь на концерты подростков. Потому что студенчество - это хорошо, но я соскучился по 13-летним детям.
ЗВУКИ.RU: - Но студенчество, по крайней мере, кредитоспособное: оно себе может позволить купить новый альбом -
Джефф (с веселым возмущением): - Да ты что! Я никогда не стал бы ради денег что-либо делать! Никогда, ни за что! При чем тут кредитоспособность - Лучше сыграть концерт для тинейджеров, где билет будет стоить 20 рублей, чем в пивном московском клубе с билетами за 250. Аудитория приятнее.
ЗВУКИ.RU: - А почему тебе приятнее тинейджерская аудитория?
Джефф: - Приятно, что люди тянутся, верят в нашу музыку. Они преданнее. С возрастом у человека появляется больше забот: семья, дети, ну, какая уж тут музыка... (смущенно) я, кажется, неправ - какое Краденое Солнце?... Работать надо.
ЗВУКИ.RU: - Мрачная картина.
Джефф: - Нет, почему мрачная? Я, на самом деле, хотя мне сейчас 26, ощущаю себя на 18. Только внешне начал изменяться.
ЗВУКИ.RU: - Краснеть -
Джефф: - Краснеть - и плохеть.
ЗВУКИ.RU: - Сейчас будет банальный вопрос: почему Маджента? Почему именно этот спектр из всего CMYK?
Джефф: - Я бы не стал говорить, что это связано с политикой.
ЗВУКИ.RU: - А я разве утверждаю, что с политикой?
Джефф - С графическими программами я встречался всего один раз: залез в Фотошоп, нарисовал солнышко, квадратик... а вообще Маджента - это хороший цвет.
Джефф: - Есть небольшая тайна, связанная с этим названием. Это не цвет. Маджента - это МАМА ДЖЕФФА. Это альбом, который посвящается ей.
ЗВУКИ.RU: - Такое завуалированн
ое посвящение? А как мама восприняла?
Джефф: - Мама еще не знает. Пластинка выйдет из-под станка завтра.
ЗВУКИ.RU: - Она ее слышала?
Джефф: - Конечно, она все песни прослушивает. Но мама, кстати, меня всегда очень поддерживает, и ее мнение для меня очень важно. Тем более, что она - профессионал. Раньше она занималась вокалом, работала в группе. Был такой ансамбль Белые Ночи
ЗВУКИ.RU (восхищенно): - Класс какой.
Джефф: - Кстати, папа тоже непрост.
ЗВУКИ.RU: - А кто у нас папа?
Джефф: - Папа - артист балета. Работал в театре музыкальной комедии, поэтому я половину детства провел на спектаклях. Но меня никогда не тянуло в это дело.
ЗВУКИ.RU: - Как это не тянуло? А как же знаменитая сказка «Краденое Солнце»?
Джефф: - Это - творчество в противовес тому, что делали родители. Мне хотелось заниматься неформальным творчеством. Понимаешь, рок-музыка как яркое проявление неформального искусства - меня привлекала. Потому что можно (начинает загибать пальцы) водку пить рок-музыканту, наркотики там, грубить, валяться в луже. И при этом тебя все будут любить, еще больше водки приносить, внимать каждому слову, вешать портреты над кроватью.
ЗВУКИ.RU: - У меня в голове сразу образ появился - пьяная балерина в балетной пачке валяется в луже...
Джефф: - Вооот. Ну, не станет же валяться в луже балерина - Поэтому в этом смысле рок гораздо более интересен.
ЗВУКИ.RU: - Вот сейчас вас выпустят, пойдут промо-акции, пресса, радиоформаты - рокерам тоже приходится быть паиньками, когда у них промоушен. Как ты относишься к «форматированию»?
Джефф: - Ну, часть акций уже прошла, и пока все спокойно. Мне не важен формат. Просто важно, что выйдет пластинка - и новая, и старые альбомы. МОРОЗ будет издавать Чукчу, Кот и Краденое Солнце. Очень хотелось увидеть эти несколько пластинок вместе, потому что до этого они выходили только на магнитной пленке. Было много пиратских кассет. Но все это было очень давно. И уже успело поутихнуть. Но дело в том, что новый альбом - не в формате. Музыка немножечко другая. По мне - так я спокойно могу обойтись без ротаций: мне главное, чтобы были люди, которые приходили на концерт, пообщаться. Бог с ними, радио-газетами. Это не то, что меня беспокоит.
ЗВУКИ.RU: - А чего беспокоит?
Джефф: - Человеческие взаимоотношения. В группе, с теми людьми, которые занимаются этой работой со мной: звукорежиссеры, люди, оформляющие пластинки, музыканты, слушатели.
Джефф: - Нам нравится издаваться на компании, которая выпустила столько легендарной рок-музыки, мы в этот рок хорошо вписываемся.
ЗВУКИ.RU: - Если тебе перестанет интересно заниматься музыкой, то чем ты займешься?
Джефф: - Теперь я уже не знаю. Вообще мне с раннего детства хотелось стать журналистом. Музыка была всего лишь инструментом, который позволял донести какие-то идеи до большого количества людей. Тогда все читали Огонек, и литература людей не занимала. Зато - рок. Я подумал, что именно эта форма мне и нужна. Если бы не было музыки, я бы все равно писал, старался опубликоваться - хотя бы в вашем Интернете.
ЗВУКИ.RU: - А ты вообще Интернетом активно пользуешься?
Джефф: - В последнее время стал чаще пользоваться, а вообще мне интереснее игрушки. Захожу на сайт КС, в чат... про порнографию говорить не буду.
ЗВУКИ.RU: - Поклонники в чатах о чем спрашивают?
Джефф: - Полную ерунду и дребедень. Например, был у меня период в жизни, когда я работал парикмахером. Все на эту тему любят шутить, просят подстричь в неожиданных местах. А вообще я не очень умею общаться по сети. У людей, которые там живут, совершенно особое чувство юмора. Я не умею шутить, как инетчики. Поэтому я - ламмер. Вообще, у меня очень сложно складываются отношения со всякими механизмами, как то - магнитофонами, автомобилями - вот сотовую связь я сейчас полюбил. А писать музыку в компьютере не умею и не смог бы. Я ее там не чувствую. Не прет.
ЗВУКИ.RU: - А вообще электронную музыку как воспринимаешь?
Джефф: - Ну вот DEPESHE MODE можно назвать электронной музыкой? Такую электронную музыку я могу послушать, а всякие рэйвы, которые пишутся дома на PC - это не для меня.
ЗВУКИ.RU: - Но ведь растет новое поколение пользователей, любящих только эту музыку... Ты не боишься стать мастодонтом?
Джефф: - Так я уже профнепригоден - я занимаюсь старым добрым русским роком. Это плохо, на самом деле. Но я ничего не могу с собой поделать. Например, мне нравится старый панк-рок 70-х годов: Sex Psitols, Public Image Limited, когда Джонни Роттэн уже ушел из Пистолетов. А так мне вообще когда-то нравились и Кино, и Алиса - учителя своего рода. Я к ним как к учителям и отношусь. И «при встрече сразу лапу подаю».
Джефф: - Учителя? Они у всей группы разные, у меня - Tequilajazzz, PIL, АукцЫон. Нам даже говорят, что наши ранние работы напоминают АукцЫон.
Вот такие они, Джеффы. Открытые и чуть угловатые, стеснительные и смешливые. Рыжие и красные, но одинаково талантливые и умные музыканты с большим рок-н-ролльным будущим. Проблема только в том, что рок-н-ролл в нашей стране - это уже часть прошлого.