Французский кинорежиссер греческого происхождения. Более всего известен картинами на политические темы – вроде нашумевшего триллера 'Дзета' ('Z').
Родился Гаврас в Аркадии, Греция (Arcadia, Greece). Вторую мировую войну родители его провели в деревушке на Пелопоннесе (Peloponnese); позже, уже после войны, они переехали в Афины (Athens). Отец Гавраса состоял в левом крыле греческого Сопротивления; в конечном итоге он был арестован по подозрению в связях с коммунистами. Арест отца закрыл перед Константином немало путей – так, он лишился возможности поступить в университет или перебраться жить в Штаты. Впрочем, продолжить учебу за границей Константин все же сумел, хотя ему и пришлось ограничиться Францией (France
). В 1951-м Гаврас занялся изучением права; изначально Константин подумывал податься в кино, однако всё та же отцовская политическая деятельность помешала ему поступить в американское учебное заведение. Гаврас, однако, и здесь не пожелал отчаиваться – бросив университет, он отправился изучать кинодело в стенах французской национальной киношколы 'IDHEC'. После успешного окончания учебы Гаврас некоторое время стажировался у Ива Аллегре (Yves Allégret), а после устроился помощником режиссера к Жану Жионо (Jean Giono) и Рене Клеру (René Clair). Со временем Кос
а-Гаврас набрался опыта в объеме, вполне достаточном для запуска первого сольного проекта; дебютная его полнометражная художественная картина 'Убийцы в спальных вагонах' ('Compartiment Tueurs'), вышла в 1965-м.
В 1969-м свет увидел детективный триллер 'Дзета'; сюжет его вращался вокруг попыток героя Жана-Луи Трентиньяна (Jean-Louis Trintignant) раскрыть дело об убийстве видного левого политика, явно в какой-то степени связанное с деятельностью правительства и военных. Основой фильма, кстати, послужила – пусть и после серьезной переработки – вполне реальная история
греческого политика Григориса Ламбракиса (Grigoris Lambrakis). Фильм произвел немалый фурор и даже удостоился премии 'Оскар' в номинации 'Лучший иностранный фильм'.
Умение вводить в довольно успешные с коммерческой точки зрения серьезные – и зачастую довольно громкие – политические мотивы стало одной из наиболее характерных фирменных черт Коста-Гавраса. Во многих его работах (особенно ранних) нередко поднимались темы закона и правосудия, репрессий и пыток неугодных. Чаще всего основной целью выпадов режиссера становились правоцентристские режимы и движения; немало
от Коста-Гавраса досталось греческим консерваторам и большинству диктаторов Латинской Америки. Со временем политизированность фильмов его несколько поубавилась, хотя в полной мере на нет так и не сошла.
В 2003-м, Гаврас выпустил еще одну громкую картину; фильм 'Аминь' ('Amen') в какой-то степени был основан на нашумевшей в своей время пьесе Рольфа Хохута (Rolf Hochhuth) 'Заместитель' ('Der Stellvertreter. Ein christliches Trauerspiel'). В картине давались довольно явные намеки на то, что папа Пий XII (Pope Pius XII) прекрасно знал о страданиях евреев в нацистских
концентрационных лагерях во время Второй мировой, однако никаких мер по этому поводу не принял. Сторонники Ватикана в качестве контраргумента обычно ссылаются на рождественское обращение 1942-го; увы, теоретически осуждающая геноцид евреев часть этого послания сравнительно невелика и туманна.
В период с 1982-го по 1987-й Коста-Гаврас занимал пост президента Французской Синематеки (Cinémathèque Française) – крупнейшего в мире архива фильмов и связанных с кино документов; в 2007-м Гаврас вернулся на эту должность и продолжает занимать её и по сей день