Его инструмент – саксофон, именно из-за его саксофона этого темнокожего музыканта в ярких, даже кричащих одеждах, узнали и полюбили сначала в Британии, а потом и за ее пределами.
Кортни Пайн (Courtney Pine) родился в 1964 году в столице Англии, Лондоне (London, England), в семье эмигрантов с Ямайки (Jamaica). Своей музыкой Кортни начал радовать поклонников джаза с начала 80-х годов, со временем снискав себе славу превосходного мелодиста и импровизатора. Его инструмент – саксофон, именно из-за его саксофона этого темнокожего музыканта в ярких, даже кричащих одеждах, узнали и полюбили сначала в Британии, а потом и за ее пределами. Примечательно, что, начиная играть на инструменте, Пайн и понятия не имел об импровизации, музыкальной форме и структуре, и даже не знал, что такое аккорд. 'Я знал только приемы игры на инструменте и до-мажорную гамму', - признался он в одном из интервью. Как бы ни было, но талантливый Кортни освоил также кларнет, флейту и клавиши. Он учился, слушая пластинки, подражая, и перенимая на слух особо потрясшие его пассажи.
Первый же альбом Пайна – 'Journey to the Urge Within' 1986 года – получил невероятно лестные от
зывы и почти сразу попал в национальный британский чарт 'British Top 40', а также получил 'серебряный' статус. Критики высказали надежду на то, что, наконец-то, британский джаз сможет избавиться от 'комплекса бледно-белой джазовой провинции'.
Полюбился Пайн и телевизионщикам – отчасти, его пестрые одежды сделали свое дело, однако, в первую очередь, он завоевал свое признание, конечно же, своей музыкой.
Он собрал целую команду, состоящую из таких же темнокожих музыкантов, назвав ее 'Jazz Warriors' (Воины джаза); свою музыку он стал называть 'afro-classical'.
Примечательно, что джаз Кортни Пайна максимально приближен к поп-музыке – с довольно примитивным гармоническим рисунком и скупым набором средств. Однако виртуозный инструментализм и энергетика, которая буквально рвется из музыки Пайна, и обеспечивают ему почти взрывоопасный эффект. Джаз, регги и фанк он перемешивает с мощными сольными импровизациями, скорость игры порой просто зашкаливает, а оригинальные
ритмические сбои довершают действо. Иногда Пайн позволяет себе внезапно переключиться с пассажей бопа на мягкий соул.
Известно, что его музыка вызывает целый шквал эмоций – от откровенного обожания до почти брезгливого неприятия. Так, многие классически настроенные джазмены полагают, что Пайн попросту заигрывает с публикой; но при этом никто и ни разу не усомнился в его таланте. Действительно, на своих концертах Кортни порой выступает в роли джаз-диджея – он может поднять зал с мест, призывает их к аплодисментам, а иногда его зал поет хором. Естественно, что на таких концертах всегда танцуют.
Почти ежегодно записывая по альбому, Кортни Пайн выпустил более десятка пластинок – 'Destiny's Songs' в 1988-м, 'The Vision's Tale' в 1989-м, 'Closer To Home' в 1990-м.
Через год вышел 'Within The Realms of Our Dreams', а в 1992-м – 'The Eyes of Creation'. После трехлетнего перерыва Пайн порадовал фанатов в 1995 году альбомом 'Modern Day Jazz Stories', а через два года
, в 1997-м, выпустил 'Underground'.
Среди пластинок 2000-х – 'Back in the Day' 2000 года, 'Devotion' 2003-го, 'Resistance', вышедший в 2005-м и 'Transition in Tradition: En Hommage a Sidney Bechet' 2009-го.
Кстати, в 2000-м году британского джазмена могли видеть жители российского Нижнего Новгорода. Известно, что в нижегородском академическом театре драмы было негде упасть яблоку. Примечательно, что на том концерте Кортни вышел на бис, чего он, по собственному признанию, старается не делать.
Известно, что на своей родине, в Британии, Кортни Пайн является лауреатом многих и многих премий и наград. Он – Офицер Ордена Британской империи (Officer of the Order of the British Empire, OBE), а также с 2009 года – Командор Ордена Британской Империи (Commander of the Order of the British Empire, CBE). С 2004 года - почетный доктор Университета Вестминстер (University of Westminster), а с 2010-го – почетный доктор Университета в Саутгемптоне (University of Southampton)