При жизни Корнелиус Вандербильт был владельцем парусной и пароходной флотилий, строил порты и прокладывал каналы и железные дороги. После себя он оставил состояние в 100 миллионов долларов, тогда как федеральный бюджет США составил в тот год 350 миллионов.
Корнелиус Вандербильт (Cornelius Vanderbilt) родился в 1794 году в Нью-Йорке, США (New York, USA), в семье с невысоким достатком. Отец его был паромщиком, и с 11-летнего возраста Корнелиус, бросив школу, начал помогать отцу на пароме. Известно, что впоследствии он никогда не пожалел о недополученных знаниях, заявляя, что если бы он продолжал учиться в школе, у него попросту не осталось бы времени ни на что другое. В 16 лет он уже открыл свой первый бизнес - купив лодку-плоскодонку, начал заниматься, как и отец, 'водным извозом'. Кстати, 100 долларов, которые потребовались на покупку лодки, Корнелиус занял у матери, которая надеялась, что он решил заняться фермерским трудом. Как бы ни было, за год его начинание окупилось – он не только вернул матери долг, но и отложил свою первую 1 000 долларов.
Через несколько лет он на порядок увеличил свой капитал, а также и 'флот', воспользовавшись войной с Англией – Корнелиусу удалось выхлопотать себе у федерального правительства право на водные перевозки между Нью-Йорком и построенными вокруг него защитными укреплениями. Правда, вскоре он разглядел серьезного конкурента – пароход, который обещал вскоре 'задушить' весь его парусный флот. Не долго думая, он продал бизнес и устроился капитаном на судно пароходной компании Томаса Гиббонса (Thomas Gibbons). Через недолгое время Вандербильт стал полноправным партнером Гиббонса, а в 1829 году отправился в 'собственное плавание', открыв свою пароходную компанию. Известно, что к сорока годам Вандербильт нажил первые полмиллиона долларов, но не прекращал искать новые возможности для обогащения.
К 1846 году его пароходы уже ходили между всеми крупными портами Новой Англии. Тогда же Корнелиус Вандербильт отметил и свой первый миллион долларов. Известно, что своих конкурентов бизнесмен 'давил' очень дешевыми билетами на свои параходы, а потому в пассажирах недостатка не было.
В тот период наметился и его главный конкурент, судовладелец и биржевой игрок Дэниэл Дрю (Daniel Drew), схватка с которым с переменным успехом продолжалась у Вандербильта долгие годы.
Известно, что Корнелиус, богатство которого было по-настоящему огромным, отличался в то время и недопустимым чванством, без стеснения демонстрируя повадки 'вчерашнего лодочника'. Как бы ни было, ему были свойст
венны широкие жесты вроде аренды для друзей крупного европейского театра со срывом спектакля и выплатой неустойки. Он щедро давал интервью, подчеркивая в каждом свое 'плебейское происхождение'.
К тому времени Корнелиус был женат на Софии Джонсон (Sophia Johnson), на которой женился в 1813 году, у них было 12 детей – 8 дочерей и трое сыновей (один из детей умер в младенчестве).
В 1848-м в Калифорнии открыли золото, а, значит, остро встал вопрос о прокладывании канала на Панаме (Panama).
Несмотря на то, что Вандербильт не был первым, кому пришло в голову это простое решение, именно ему удалось первому воплотить строительство в жизнь. Найдя партнеров в Европе, Корнелиус наладил дело и вскоре компания 'Accessori Transit Co.' полностью контролировала панамский маршрут. В 1851 году, когда поток пассажиров устремился по новому маршруту, Вандербильт отправился в первый в своей жизни отпуск. Он отправился в Европу на новенькой роскошной яхте на паровом ходу, названной 'The North Star' (Северная звезда). По возвращении был скандал и дележ компании с партнерами, а вскоре Вандербильт в пух и прах разгромил своих обидчиков и получил неплохую компенсацию. После этого судомагнат распродал весь свой флот, бывший к тому моменту крупнейшим частным флотом в мире, и решил сменить сферу деятельности. Было это накануне его 70-летия.
Так, в 1860-х годах Вандербильт превратился в магната железнодорожного. Компания 'Harlem Railway Company' уже через год принесла ему первый миллион. А через пять лет по всей Америке была уже целая сеть железных дорог, принадлежавших Корнелиусу Вандербильту. Его паровозы ходили между любыми крупными городами страны, а цены на билеты были снова ниже, чем у конкурентов.
Корнелиус Вандербильт умер 4 января 1877 года, до самого конца оставаясь в бизнесе.
Он оставил после себя около 100 миллионов долларов, которые были поделены весьма экстравагантно – 95 миллионов уходило к его старшему сыну Уильяму Генри Вандербильту (William Henry Vanderbilt). Остальное было поделено между церковью, Университетом в Нэшвилле (University in Nashville) и прочими детьми, которые, по мнению магната, были 'пропащими, и бизнесом заниматься не желали'.
Известна знаменитая фраза Корнелиуса Вандербильта: 'Всю жизнь я был безумцем в стремлении делать деньги'.