К концу войны совершил 297 боевых вылетов, в 68 воздушных боях сбил лично 22 самолёта противника. 27 Июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны служил на командных и штабных должностях в ПВО, летал на реактивных машинах. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. В 1973 - 1975 годах был советником в Сирии, участвовал в Октябрьской Освободительной войне.
Родился 31 Мая 1923 года в городе Махачкала ( Дагестан ), в семье рабочего. В детстве переехал в Новочеркасск, где окончил 8 классов средней школы и в станице Нижнешиловской под Ростовом аэроклуб. Работал фотографом. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны с Сентября 1942 года. Служил сначала в пехоте и кавалерии, затем в авиации.
Начал воевать в Сентябре 1942 года рядовым в составе разделённого 84-го ИАП, получившего название 84-а полка. В составе этого полка совершил 30 боевых вылетов, провёл 3 воздушных боя на И-153 и И-16. В одном из Апрельских 1943 года вылетов был сбит, покинул И-16 с парашютом. 30 Иая 1943 года в числе других лётчиков был переведён в 16-й ГвИАП.
К Марту 1945 года командир 1-й эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии старший лейтенант К. В. Сухов совершил 250 боевых вылетов, в 46 воздушных боях сбил 20 самолётов противника.
К концу войны совершил 297 боевых вылетов, в 68 воздушных боях сбил лично 22 самолёта противника. 27 Июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны служил на командных и штабных должностях в ПВО, летал на реактивных машинах. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. В 1973 - 1975 годах был советником в Сирии, участвовал в Октябрьской Освободительной войне. С 1975 года Гвардии полковник К. В. Сухов - в запасе. Последние годы жил в Киеве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах" 3-й степени, медалями. В Новочеркасске установлена мемориальная доска. Автор книги "Эскадрилья ведёт бой".
* * *
...6 Августа 1942 года один из истребительных авиаполков "раздвоился": одна часть осталась на месте, а две эсадрильи "отпочковались" и по тревоге в срочном порядке перебазировались на новое место. Двадцать "Чаек" ( так называли тогда самолёты И-153 ), на виду у Казбека, перелетели через Кавказский хребет и совершили посадку на удобном для работы, мягком травянистом поле близ Орджоникидзе.
Эти две эскадрильи обрели полную самостоятельность и, получив "статус" новой боевой еденицы, схранили за собой прежний полковой номер, получив в придачу индекс "а". И отныне эта двухэскадрильная боевая часть именовалась не иначе, как "84-а" истребительный авиационный полк.
За 4 с половиной месяца боевых действий лётчики этого соединения нанесли противнику значительный урон: подбили и сожгли 319 танков, уничтожили 1087 автомашин с живой силой и грузами, сбили в воздушных боях и сожгли на земле 112 самолётов, разрушили 24 переправы, подавили 222 зенитных орудия и пулемёта.
Весной 1943 года в этот героический полк, в числе других молодых лётчиков собранных из пехоты, кавалерии, артиллерии и танковых войск, прибыл из 6-го учебного полка сержант Костя Сухов.
7 Марта 1943 года будущий ас совершил свой первый боевой вылет. Затем - ещё несколько, в основном на штурмовку вражеских войск. Вскоре Сухова сбили, но он уцелел и, наскоро подлечившись, вернулся в свою часть.
Тем временем полк перебрался в станицу Фастовецкую, где получив новую технику ( американские "Аэрокобры" ), приступил к их изучению. Из соседнего 45-го полка прилетели два лётчика - Старший лейтенант Борис Глинка и Младший лейтенант Иван Бабак, ставшие инструкторами. С их помощью личный состав 84-го полка осваивал новые боевые машины.
30 Мая 1943 года в полк прилетел "полномочный представитель" - Майор П. П. Крюков и отобрал 15 лётчиков для продолжения дальнейшей службы в составе 16-го Гвардейского авиаполка. В судьбе Кости Сухова началась новая страница...
Исхудавший после ранения, в обмотках и старой солдатской шинели, он выглядел в ту пору вовсе не впечатляюще. Однако в прославленном полку встречали отнюдь не по одежке, принимали новых соратников как равных, как будущих боевых товарищей, чьи мужество и отвага не подлежали сомнению.
"Здорово, солдатик ! - улыбнулся, увидев его, Покрышкин. - И ты к нам ?".
Переучившись на "Аэрокобру" и пройдя обстоятельную теоретическую и практическую подготовку под руководством Покрышкина, 5 Сентября Сухов одержал свою первую победу, сбив над ста
нцией Сартана длинной очередью по кабине "старшину фронта" - корректировщик FW-189. 26 Сентября в бою, проведённом под командованием Клубова, он сбил бомбардировщик Ju-88, а 1 Ноября 1943 года - пикировщик Ju-87.
За первые два месяца пребывания в новом коллективе, Константин Сухов совершил 119 боевых вылетов, в среднем по 2 вылета за день. Участвуя в 23 воздушных боях, сбил 3 самолёта противника. Позднее в составе полка участвовал в Ясско - Кишиневской операции, сражался в Польше, Германии.
А затем боевой счёт Сухова стал стремительно расти. 1 Августа 1944 года в боях на Сандомирском плацдарме он уничтожил уже 14-й вражеский самолёт. Им опять оказался разведчик - корректировщик FW-189 - "рама", как называли его наши солдаты. На следующий день, 2 Августа, Сухов сбивает 2 истребителя FW-190. А в середине Сентября он был назначен заместителем командира 1-й эскадрильи.
Начало 1945 года ознаменовалось крупной наступательной операцией, ставшей целью освобождение польского народа от немецких войск. 12 Января советские войска перешли в наступление. Наши авиаторы прикрывали их. В самом начале боевых действий был сбит зенитным огнём командир эскадрильи Виктор Жердёв. На его место был назначен Константин Сухов.
25 Февраля 1945 года стало звёздным часом Кости Сухова. В тот день, в районе Бунцлау, он сбил 4 вражеских самолёта: 2 корректировщика FW-189 и 2 истребителя FW-190. Две "рамы" он сбил фактически с одной быстрой и неожиданной, ювелирно проведённой атаки. Его ведомый Ф. Кутищев сбил в этом бою один Ме-109, прикрывавший "Рамы". Вечером того же дня Сухов уничтожил 2 FW-190, штурмовавших наши войска. В один день сразу 4 победы - не часто случается такое... Однако и машина Сухова была подбита, но он привёл и посадил истребитель на свой раскисший аэродром.
...Начало Апреля 1945 года. Война уже подходила к концу. А за спиной у наших войск ещё шли бои с довольно большой группировкой вражеских войск, окружённой в городе - крепости Бреслау. Туда днём и особенно ночью летали транспортные самолёты Ju-52 и доставляли осаждённому гарнизону боеприпасы, продовольствие, снаряжение. Нашей авиации была поставлена задача вести борьбу с "Юнкерсами", не пропускать их пролёта в наш тыл.
В один из дней Сухов перехватил многомоторный самолёт с выпущенными шасси, летевший курсом на Бреслау. Приблизившись снизу к неизвестному самолёту, который уже почти скрылся в облаках, Константин с 200 метров открыл огонь. В правой плоскости и в фюзеляже атакованной им машины появились пробоины, белый дымок стал вырываться наружу. Выйдя из атаки в 50 метрах от цели, Сухов в лучах выглянувшего солнца успел заметить, что самолёт этот вовсе не "Юнкерс". Он имел не три, а четыре мотора. По всему фюзеляжу - от носа до хвоста - искусно нарисованный дракон. А в белом круге - синяя звезда, от неё - полоски по краям... Американский самолёт !..
Подбитая "крепость" со снижением ушла в направлении Ченстохова, где благополучно произвела посадку. О случившемся Сухов немедленно доложил командиру дивизии Александру Ивановичу Покрышкину. Тот, смерив его суровым взглядом, только и сказал: "Нехорошо, Сухов, союзников бить... Но ничего, надеюсь всё утрясётся". Так оно и произошло. Никаких последствий этот инцидент для Сухова не имел.
Навсегда остался в памяти лётчиков 16-го Гвардейского авиаполка воздушный бой, проведённый 18 Апреля 1945 года. В тот день 8 истребителей, ведомые Гвардии старшим лейтенантом К. В. Суховым, вылетели на прикрытие боевых порядков наземных войск в район Зелессен - Шпремберг - Шпревитц. В районе прикрытия наши лётчики провели напряжённый воздушный бой с тремя группами вражеских самолётов общим количеством 20 машин, сбили 9 из них и подбили один. Константин Сухов записал тогда на свой личный счёт 2 воздушные победы. За этот бой он был награждён орденом Александра Невского.
Последнюю схватку с врагом Гвардии старший лейтенант К. В. Сухов провёл 30 Апреля 1945 года прикрывая наземные войска в районе Шпремберга.
Воспитанник Ростовского областного аэроклуба и Ейского военно - морского авиационного училища лётчиков, Константин Васильевич Сухов закончил войну командиром первой, покрышкинской эскадрильи. Было тогда молодому лётчику всего лишь 22 года, а за плечами - 3 года сражений: он совершил 297 успешных боевых вылетов, провёл 68 воздушных боёв, лично сбил 22 вражеских самолёта. За свои подвиги, вскоре после окончания войны, отважный лётчик был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.