Русский художник, представитель русского символизма и модерна. Родился в семье известного историка искусства А.И.Сомова, который долгое время был старшим хранителем Эрмитажа.
В 1888–1897 учился в петербургской Академии художеств, где занимался, в частности, в мастерской И.Е.Репина. В 1897–1899 посещал в Париже школу-студию Ф.Коларосси; в этот период познакомился с А.Н.Бенуа и рядом других «мирискусников». Испытал большое влияние графики западного модерна (О.Бёрдсли), а т
акже живописи французского рококо. Был членом объединения «Мир искусства».
Как живописец получил известность портретами, но в первую очередь жанровыми сценками, воскрешающими жеманный мир придворных балов и маскарадов «галантного» 18 столетия (Дама в голубом платье. Портрет Е.М.Мартыновой, 1897–
1900; Вечер, 1900–1902; обе работы – в Третьяковской галерее, Москва; Зима. Каток, 1915, Русский музей, Петербург). Современный взгляд сочетается здесь с ретроспекциями былого романтически-причудливо, так что персонажи – в том числе портретов – порой кажутся элегантными пришельцами с того света (бар
ышня-«ревенант» в картине Эхо прошедшего времени, 1903, Третьяковская галерея). Внутренне-ирреальны, подобно некоему натурному видению, даже и вполне повседневные, а не исторические пейзажи мастера (Радуга, 1908, там же). Напротив, сугубо реальны – своей интеллектуальной энергией – созданные им обра
зы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты А.А.Блока, М.В.Добужинского, М.А.Кузмина, Е.Е.Лансере, Ф.К.Сологуба, 1907–1910; все портреты – там же), по праву считающиеся предельно объективными.
Свободно работая в разных техниках, Сомов как художник-оформитель внес выдающийся вкла
д в искусство книги, где свойственный его манере привкус черного гротеска проступил еще острее. Исполнил целый ряд обложек и фронтисписов к изданиям символистской поэзии (книгам К.Д.Бальмонта, Блока, В.И.Иванова и др.); из его иллюстративных циклов наиболее известны Граф Нулин А.С.Пушкина (1899), Не
вский проспект и Портрет Н.В.Гоголя (1901), Книга маркизы Ф.фон Блей (1908) (вышедшая в полном «эротическом варианте» в 1918). Создавал также изысканно-«рокайльные» эскизы фарфоровых статуэток (Дама, снимающая маску, 1906; и др.).
Выехав в 1923 в командировку в Нью-Йорк, художник в 1925 обоснова
лся во Франции, где жил в столице, а летом на ферме Гранвилье в Нормандии. По-прежнему плодотворно работал как живописец и график-станковист, равно как и иллюстратор: циклы Манон Леско А.Прево (1926, Музей декоративных искусств, Буэнос-Айрес) и Дафнис и Хлоя Лонга (1930, частное собрание, Париж)). Н