Поэзия Константина Константиновича Случевского принадлежит двум эпохам. Его дебют в "Современнике" в 1860 г., восторженно встреченный Ап. Григорьевым, Тургеневым, был осмеян прогрессивной критикой.
Род. в 1837 г. в дворянской семье. Окончив курс в 1-м кадетском корпусе, служил в гвардии, затем поступил в академию генерального штаба, но в 1861 г. оставил военную службу и отправился за границу. Несколько лет учился в Париже, Берлине и Гейдельберге, где в 1865 г. получил степень доктора философии. Вернувшись в Россию, служил по минист. внутр. дел и госуд. имуществ. С 1891 г. главный редактор "Правительственного Вестника". Состоит также членом совета главного управл. по делам печати и имеет придворное звание гофмейстера. Литературную деятельность начал в "Общезанимательном Вестнике" 1857 г., затем помещал стихи в "Иллюстрации", а в 1860 г. появляется с целым рядом стихотворений в "Современнике" и "Отеч. Записках". Они сразу обратили на себя большое внимание. Мнение критики в оценке произведений молодого поэта разделились. Таких выдающихся эстетических ценителей, как Тургенев и Аполлон Григорьев, они привели в восторг. Эти восторги вполне понятны, потому что к числу первых стихотворений С. принадлежат "Статуя", "Весталка", "Мемфисский жрец" и др., до сих пор остающиеся лучшими произведениями С. Звучный, красивый стих, пластичность образов, ясность настроения давали основание надеяться, что из дебютанта выработается серьезная поэтическая сила. Аполлон Григорьев, с свойственным ему отсутствием меры, превозносил талант С. в таких преувеличенных выражениях, что вызвал столь же неумеренные нападки влиятельной тогда "Искры", которая начала выуживать у С. неудачные выражения и сделала его мишенью злых и остроумных насмешек. Гонение "Искры" болезненно подействовало на поэта: он исчезает со страниц журналов и только в 1866 г. выпускает три полемические брошюры против теорий Чернышевского и Писарева, под общим заглав.: "Явления русской жизни под критикою эстетики" (СПб., 1866 - 67). На стихотворное поприще С. возвращается только в 1878 г., выпустив особым приложением к новогоднему ј "Нового Времени" поэму: "В Снегах". Успех поэмы, в которой есть красивые места, (встреча 12 витязей-месяцев у костра), поднял настроение автора, и он деятельно начинает печатать в разных журналах лирические стихотворения, поэмы, мистерии, баллады и др., которые были собраны в 4 книжках (СПб., 1881 - 90), а затем вошли в состав "Сочинений К. К. Случевскаго", изд. А. Ф. Марксом, в 6 т. (СПб., 1898). С. написал также ряд повестей и рассказов, собр.. в книжках "Виртуозы" (СПб., 1882), "Застрельщики" (СПб., 1883), "33 рассказа" (СПб., 1887), "Профессор бессмертия" (СПб., 1892), "Историч. картинки" (СПб., 1894) и в 5 и 6 т. "Собр. Сочинений". Наиболее известен "Профессор бессмертия" - смесь беллетристики, не особенно яркой, и чистоотвлеченных рассуждений на религиозно-философские темы. Совершив несколько поездок по России в свите вел. кн. Владимира Александровича, С. описал их в соч.: "По северу России. Путешествие Их Имп. высоч. вел. кн.. Владимиpa Александровича и вел. кн. Марии Павловны" (СПб., 1888) и "По северозападу России" (СПб., 1897). Для сцены С. написал "Город упраздняется" (в сотруд. с В. А. Крыловым) и "Поверженный Пушкин" (1899). Кроме того он напеч. "Книжки моих старших детей" (М., 1890 - 92), брошюры: "Историч. значение св. Сергия" (М., 1891), "Государств. значение св. Сергия и Троицко-Сергиевской лавры" (М., 1889 и СПб., 1892) и др. Поэзия С. до сих пор вызывает такое же разделение мнений, как и сорок лет тому назад. Группирующийся около С. кружок поэтов (редакция юмористич. листка "Словцо" и альманаха "Денница") ставит его очень высоко, называет "королем" современной русской поэзии (Платон Краснов), посвящает ему особые книги (Аполлон Коринфский, "Поэзия К. К. Случевского", СПб., 1900) и т. д.; но значительная часть журналистики относится к С. холодно, а подчас и насмешливо. При присуждении в 1899 г. Пушкинских премий Н. А. Котляревский, которому II отд. академии наук поручило разбор стихотворений С., высказался за назначение маститому поэту награды 1-го разряда - полной премии, но большинство голосов постановило ограничиться почетным отзывом. Неодинаковому отношению критики к С. вполне соответствует неровность поэтических достоинств его
стихотворений. Ни у одного из наших поэтов с именем нет такого количества слабых стихотворений. Недостатки доходят подчас до курьезов (хор в мистерии "Элоа", начинающийся словами: "Была коза и в девушках осталась"; введение в русскую речь французского апострофа - "Ходят уши настр'жа и мн. др.). Самый стих Случевского, в начале его деятельности звучный и красивый, с годами стал тяжел и неуклюж, в особенности в стихах полуюмористического и обличительного характера, (напр. "Из дневника одностороннего человека"). В стихотворениях и поэмах мистического характера ("Элоа" и др.) символизм и отвлеченность переходят иногда в непонятность. Но вместе с тем, у С. есть несомненные и незаурядные достоинства. Первое место в ряду их занимает полная самостоятельность. У С. почти нет перепевов; все, что он пишет, носит отпечаток собственной его душевной жизни. Стихотворением, поставленным во главе собрания его сочинений, он сам называет себя поэтом "неуловимого", которое "порою уловимо". В этом отношении он, в наиболее удачных из своих "дум", напоминает Тютчева. Он ищет в "земном творении" "облики незримые, глазу незаметные, чудеса творящие"; он убежден, что "не все в природе цифры и паи, мир чувств не раб законов тяготенья, и у мечты законы есть свои". Это дает ему в лучшие моменты творчества истинную внутреннюю свободу и поднимает на большую высоту его лирическое настроение. В ряду лирических стихотворений С. выдаются последние по времени произведения его музы - "Песни из уголка", интересные по свежести чувства и бодрости духа, черпающего свою бодрость именно в том, что "жизнь прошла", что поэт "ни к чему теперь негоден", что "мгла" "своим могуществом жестоким" его не в силах сокрушить, что "светом внутренним, глубоким" он может "сам себе светить".